Новый президент США Дональд Трамп решил вернуться к строительству нефтепроводов, запрещенных правительством Барака Обамы. Последний был вынужден пойти на этот шаг из-за массовых протестов, в том числе и со стороны коренного населения США. Один из проектов — труба из Канады, по которой Штаты смогут получать почти 1 млн баррелей нефти в сутки. Решение по нефтепроводу принято на фоне угроз Трампа разорвать сотрудничество с Канадой в рамках Соглашения о свободной торговле.
Одним из первых решений Дональда Трампа на посту президента США стал указ о возрождении проекта нефтепровода Keystone XL, ранее заблокированного экс-президентом Штатов Бараком Обамой.
Keystone XL — запланированная четвертая ветка действующей сети Keystone Pipeline, по которой нефть с нефтеносных песков канадской Атабаски поступает в Соединенные Штаты. Канада является крупнейшим поставщиком нефти в США, по данным Energy Information Administration.
В 2016 году США закупали около 3,2 млн баррелей канадской нефти в сутки, что составляет 41% всего нефтяного импорта Штатов и более 19% суточной загрузки американских НПЗ.
Изначально предполагалось, что Keystone XL будет поставлять 800 тыс. баррелей в сутки на предприятия Техаса и Иллинойса. Строительство трубы инициировала компания TransCanada (она же в 2005 году предложила всю сеть Keystone Pipeline), но против проекта выступили власти Небраски и природоохранные организации, заявившие о негативном влиянии, которое может оказать проходящий через их земли нефтепровод на экологию. В результате в 2012 году Барак Обама отклонил заявку TransCanada. Компания в свою очередь начала искать другой маршрут.
В то же время противники проекта развивали активность: был проведен целый ряд акций протеста, причем не только в крупнейших городах США — Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Сан-Франциско, — но и в Канаде
Особенно показательно, что против Keystone XL выступило коренное население Америки. Так, в 2014 году в Вашингтоне на Капитолийском холме протестующие устроили настоящее шоу с участием верховых ковбоев и индейцев.
Кстати, автохтоны протестовали и против строительства другого нефтепровода, запрещенного при Обаме и возобновляемого Трампом. Речь идет о трубе Dakota Access Pipeline, которая должна соединить штаты Северная Дакота и Иллинойс. В сентябре прошлого года в Кэннон-Бул (Северная Дакота) в столкновении представителей племен лакота и сиу с полицией пострадало несколько человек. Общее же число пострадавших на митингах протеста исчисляется сотнями.
Тем не менее своего индейцы добились, и в итоге оба нефтепроводных проекта были запрещены администрацией Обамы. Правда, как оказалось, ненадолго.
«Последствия для нашей планеты могут быть крайне тяжелыми», — заявил «Газете.Ru» руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров.
Проблема, по словам эколога, даже не в самих нефтепроводах, хотя разливы нефти наносят природе значительный вред и бьют в первую очередь по биологическому разнообразию. Но в данном случае речь идет о том, что столь крупные инвестиции ($9 млрд на Keystone XL и порядка $3 млрд на DAP) в нефтяной сектор фактически лишают денег «зеленую» энергетику, основанную на возобновляемых источниках: солнце, ветре, воде, недрах и энергосберегающих технологиях. Это, в свою очередь, наносит удар по климату.
«Сейчас инвестиционные «качели» пошли в сторону «зеленой» энергетики, но Трамп хочет вернуть их назад. «Ископаемая» элита не хочет отпускать инвесторов из ископаемой энергетики, — поясняет Чупров. — Новый президент США явно поддерживает интересы нефтяных компаний, о чем, в частности, говорит назначение на пост госсекретаря экс-главы ExxonMobil Рекса Тиллерсона».
Эколог уверен, что такой подход технологически затормозит Америку. «Нишу производства тех же электрокаров, накопления солнечной энергии, водородных проектов и т.д. заполнит КНР и другие страны-конкуренты, что будет означать технологический проигрыш Штатов уже в краткосрочной перспективе», — предупреждает Чупров.
Если DAP, по сути, является внутренней американской трубой, то Keystone XL, который теперь должен быть проложен до Техаса и Луизианы, — это проект межгосударственный. Причем Канада уже заявила, что приветствует решение Трампа. Как заявил во вторник канадский министр природных ресурсов Джеймс Карр, реализация Keystone XL позволит создать в Канаде дополнительно 4,5 тыс. рабочих мест. Трамп со своей стороны говорил, что в США проект обеспечит работой 28 тыс. человек.
Возобновление партнерства с Канадой по Keystone XL разворачивается на фоне разрыва Трампом сотрудничества в рамках Транстихоокеанского партнерства, где также участвует Канада.
Но куда большей угрозой для американо-канадских отношений является намерение нового президента США пересмотреть условия Североамериканского соглашения по свободной торговле (NAFTA).
Вплоть до того, что Штаты могут выйти из соглашения, если остальные его участники, Канада и Мексика, откажутся менять условия сотрудничества.
Указ о перезаключении соглашения Трамп уже подписал. В настоящее время Канада оценивает возможные последствия.
У строительства нового нефтепровода из Канады в США есть и еще один аспект — влияние на глобальный нефтяной рынок. Ранее Дональд Трамп заявлял, что США будут снижать зависимость от поставок из стран ОПЕК, и строительство дополнительного нефтепровода из Канады будет этому способствовать.
Страны ОПЕК (в первую очередь Саудовская Аравия и Венесуэла), по данным EIA, в 2016 году в общей сложности поставляли в США столько же нефти, сколько Канада. Если исходить из мощности Keystone XL в 800 тыс. баррелей в сутки, дополнительные поставки из Канады могут лишить ОПЕК четверти экспорта в Америку.
Отказ США от нефти картеля может спровоцировать выброс на рынок дополнительных объемов, что приведет к новому навесу предложения над спросом и, соответственно, давлению на нефтяные котировки.
Таким образом, все усилия ОПЕК и независимых производителей по ограничению нефтедобычи окажутся напрасными. И все это происходит на фоне того, что наращивает добычу Иран, это же планирует сделать и Ливия. Для этих стран в соглашении были прописаны особые условия. Исламской Республике Иран, ранее пострадавшей от санкций Запада, разрешено довести добычу до 3,797 млн баррелей в сутки. Впрочем, Иран это уже сделал, как сообщал в воскресенье министр нефти ИРИ Голамреза Манучери: с декабря производство увеличилось на 90 тыс. баррелей в день.
Ливия уже к концу 2017 года намерена довести производство с 0,7 млн до 1,25 млн баррелей в день, сообщила в среду The Wall Street Journal со ссылкой на главу государственной ливийской National Oil Мустафу Саналлу.
Впрочем, замена поставок ОПЕК канадской нефтью — дело пока не решенное. Во-первых, сам Дональд Трамп заявил, что подписанный им указ по Keystone XL «не означает окончательной ясности в вопросе о возможности сооружения трубопровода».
«Президент фактически лишь дал возможность пересечения трубой границы, — комментирует завсектором «Энергетические рынки» Института энергетики и финансов Николай Иванов. — Но предстоит еще договариваться с властями штатов, через которые будет проходить маршрут нефтепровода».
Таким образом, не исключено, что ситуация с активными протестами повторится. Кроме того, по словам эксперта, себестоимость добычи из нефтеносных песков весьма высока (в общей сложности $45–50 за баррель. — «Газета.Ru») и требует хорошей рыночной конъюнктуры.
Существуют сложности и с отказом от нефти ОПЕК. По словам Иванова, американские нефтеперерабатывающие заводы заинтересованы в закупках венесуэльского и саудовского сырья.
«Саудиты владеют долями в американских НПЗ на восточном побережье, — рассказывает эксперт. — Венесуэльской PDVSA также принадлежат доли в ряде нефтеперерабатывающих предприятий. Кроме того, американскому сектору переработки выгоднее иметь дело с дешевой «тяжелой» нефтью из Венесуэлы».
Есть и риски внутренней конкуренции. «Стратегически способность США импортировать больше нефти как местных сортов (имеются в виду как раз нефтеносные пески Канады), так и танкерных партий с побережья Мексиканского залива в Техас, несомненно, может повлиять на баланс мирового рынка, — говорит глава редакции энергетических новостей и товарных рынков Thomson Reuters Александр Ершов. — Вопрос в том, насколько это будет конкурентным предложением по сравнению с возвращающейся сланцевой нефтью».
Дело в том, что в прошлый раз Keystone помешали не только протесты экологов и индейского населения. По словам эксперта, против реализации проекта сыграл сланцевый бум в США: сланцевая нефть с лихвой покрывала нужды местных НПЗ, в результате чего импорт сократился.
«Возобновление Трампом строительства нефтепроводов Keystone XL и Dakota Access — шаг, очевидно, продиктованный не только желанием расширить энергетическую инфраструктуру, но и стремлением насолить своему предшественнику», — полагает Ершов.
Решение, по словам эксперта, для отрасли не эпохальное, но предпринимаемые Трампом шаги становятся последнее время одним из главных факторов неопределенности мирового рынка нефти. «Все остальные тревоги как-то потускнели, — отмечает Ершов. — Пакт ОПЕК+ пока что работает, остроты экономических потрясений сейчас нет, военные конфликты не разгораются».