Уже на этой неделе Дональд Трамп подпишет указ о доступе к федеральным участкам на шельфе США, бурение на котором было запрещено еще Бараком Обамой. Рост собственной добычи позволит Штатам значительно сократить импорт нефти, однако, вопреки опасениям, вряд ли это окажет серьезное влияние на мировой рынок, так как при нынешних ценах на нефть у высокозатратных шельфовых проектов нет тех стартовых условий, что были несколько лет назад.
Президент США Дональд Трамп на этой неделе подпишет ряд указов, в том числе касательно добычи нефти и газа на континентальном шельфе Америки. Об этом сообщает издание Politico со ссылкой на источники, знакомые с планами администрации Трампа.
Реклама
В частности, речь идет о пересмотре статуса ряда федеральных участков недр, где бурение ограничено. Экс-президент США Барак Обама на исходе срока своего президентства (в конце 2016 года) подписал указ, запрещающий до 2022 года выдачу лицензий на буровые работы в Чукотском море и море Бофорта к северу от Аляски. Кроме того, под запрет попали участки в Атлантическом океане.
Дональд Трамп еще до своего избрания обещал активно развивать американский нефтегазовый сектор. Позднее администрация нового президента опубликовала программное заявление, из которого следовало, что
США планируют добиться энергетической независимости от ОПЕК (из стран картеля поступает более 40% импортируемой Штатами нефти), сократить регулирование в энергетике и произвести «революцию» в сфере добычи углеводородов на шельфе.
Как отмечал Трамп, ОПЕК «высасывает деньги из карманов американцев».
Чтобы снизить зависимость от ОПЕК, США намерены сдать в аренду около 300 тыс. квадратных километров новых территорий в Мексиканском заливе (речь идет о почти 14 тыс. участков федеральных земель).
Гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев напоминает, что запрет Обамы был вызван в первую очередь аварией в Мексиканском заливе, произошедшей в 2010 году на платформе компании ВР.
«Даже если судить по открытым источникам, 100% шельфовых платформ прошли через аварии той или иной степени тяжести, — отмечает эксперт. — Так что технология шельфовой добычи на сегодняшний день связана с серьезными рисками». Но, с другой стороны, по словам Танкаева, логика Трампа и его администрации тоже понятна — шельфовая добыча играет важнейшую роль в доктрине энергетической безопасности США.
Ранее высказывались опасения, что если Трамп реализует все запланированные инициативы, то скачок добычи нефти в Америке приведет к перебалансировке мирового рынка и окажет значительное давление на цену барреля.
По данным Управления энергетической информации (EIA) при министерстве энергетики США, опубликованным на прошлой неделе, уже сейчас Америка вышла на максимум добычи за последние 20 месяцев. Производство нефти достигло 9,25 млн баррелей в сутки.
«Но шельфовые проекты — дело не одного года, только на разведку потребуется несколько лет, и когда начнется промышленная добыча, сказать сложно», — указывает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук.
По словам эксперта, в ближайшей перспективе главную роль будет играть продление соглашения об ограничении добычи, заключенное в конце прошлого года странами ОПЕК и одиннадцатью независимыми производителями, в том числе Россией. В мае должно быть принято решение о продлении либо окончании действия соглашения.
Полищук полагает, что оно будет пролонгировано, так как отмена соглашения приведет к серьезному падению нефтяных цен — до $40 и ниже, в чем не заинтересованы основные участники соглашения: Россия и Саудовская Аравия.
Но условия соглашения могут быть частично пересмотрены. Например, изменения могут коснуться Ирака, который неоднократно заявлял о своих намерениях нарастить производство.
Рустам Танкаев также считает, что постепенный рост добычи нефти в США существенного влияния на мировой рынок не окажет. «Ренессанс шельфовой добычи, задуманный Трампом, будет сдерживаться прежде всего высокими операционными затратами, которые при низких ценах на нефть будут ограничивать число шельфовых проектов, — поясняет эксперт. — Сейчас нет тех стартовых условий, которые были в 2010–2012 годах».
В связи с этим, по мнению Танкаева, вряд ли стоит ждать резкого оживления добычи в США. Тем не менее в течение десятилетия Штаты перестанут быть главным мировым импортером нефти. «Причем, судя по текущей динамике импорта, лидером станет не Китай, как ожидают многие, а Индия», — отмечает гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал».
Танкаев считает, что США не смогут полностью перейти на собственную нефть и самообеспечение не превысит 80%. Впрочем, многое будет зависеть от новых технологий, снижающих потребление черного золота.
«Речь не идет о ветряках или солнечных батареях, а также об электромобилях, — рассказывает эксперт. — Первые полностью зависят от погоды, а последние косвенно также потребляют нефть, которая используется в качестве сырья на ТЭЦ».
В реальности потребление нефти могут снизить лишь такие технологии, как низкотемпературный термоядерный синтез и каталитическое расщепление воды. По словам Танкаева, по обоим направлениям уже давно ведутся серьезные работы, однако до их успешного завершения пока далеко.