Поставки SSJ100 на экспорт всегда шли со скрипом — в реальности новый российский самолет прижился пока только в Мексике и Ирландии. В мае текущего года он должен был появиться и в Казахстане, но местная авиакомпания SCAT, еще год назад заявлявшая о желании взять в лизинг новых 15 SSJ100, пока не торопится подписывать основной контракт. Более того, как утверждают источники «Газеты.Ru», авиаперевозчик отказался от 2 бортов, которые были ему предложены весной.
Казахская авиакомпания SCAT и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), планировавшие до 1 августа 2016 года подписать твердый контракт на поставку 15 лайнеров SSJ100, пока так не смогли согласовать условия основного соглашения.
Как пояснили «Газете.Ru» в ГТЛК, в настоящее время стороны находятся в стадии согласования условий.
«До подписания основного контракта раскрывать подробности, которые могут повлиять на процесс подписания, не готовы», — подчеркнули в компании. В авиакомпании SCAT комментарий «Газете.Ru» не предоставили.
Предварительный договор на аренду 15 самолетов SSJ100 между ГТЛК и SCAT был заключен 25 августа 2015 года в рамках Международного авиационно-космического салона. В соответствии с договоренностями планировалось, что срок аренды каждого воздушного судна составит 144 месяца с даты его передачи. При этом перечень других условий сделки: дата, место передачи каждого самолета, арендная плата, условия передачи и другие условия должны были быть прописаны в основном соглашении. Его стороны собирались подписать не позднее 1 августа текущего года, но так и не подписали.
В ГСС «Газете.Ru» напомнили, что меморандум подписывался ГТЛК и SCAT. «Нашим покупателем является ГТЛК, все заказы со стороны лизинговой компании в силе», — отметили в компании, добавив, что SCAT проявляла интерес к приобретению лайнеров SSJ100, «однако на данный момент между SCAT и ГСС нет подписанных контрактов».
Напомним, что в рамках МАКС ГТЛК и ГСС подписали твердый контракт на поставку 32 самолетов SSJ100. Договор предусматривал опцион на 28 дополнительных лайнеров. С соответствии с контрактом заказанные самолеты должны поставляться ГСС в лизинговую компанию с 2015 года до конца 2017 года. В своем сообщении ГТЛК год назад подчеркивала, что «договор является первым этапом в реализации поручений президента России по вопросам стратегического развития отечественного авиационной промышленности».
В феврале 2016 года сообщалось, что SCAT приступил к обучению шести своих специалистов для возможности проведения техобслуживания самолетов SSJ 100.
Источник «Газеты.Ru», знакомый с планами сторон, рассказал, что уже весной текущего года казахскому авиаперевозчику в рамках ремаркетинга были предложены два лайнера SSJ100.
Тем не менее, «через некоторое время развитие ситуации внезапно остановилось, и эти два самолета были переданы другой авиакомпании». По какой причине затормозился процесс, собеседник рассказать затруднился.
«Для авиакомпании, флот которой состоит из 10-12 самолетов, взять в лизинг 15 самолетов — это слишком радикальное увеличение провозной емкости», — полагает авиационный эксперт Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.
«На фоне замедления экономики Казахстана, сокращения доходов от экспорта нефти серьезных перспектив у казахских перевозчиков для разумного увеличения провозной емкости не наблюдается», — добавил он.
По данным ГСС, на сегодняшний день эксплуатируется 75 самолетов SSJ100. Крупнейшими эксплуатантами этих лайнеров являются «Аэрофлот», в парке которого 29 самолетов, 22 SSJ100 находятся в парке мексиканской Interjet и 10 – в парке «Газпромавиа».
Также самолеты эксплуатируются различными госструктурами. При этом, еще два лайнера летают в парке ирландской авиакомпании Cityjet.
В 2016 году ГСС планирует произвести 20 лайнеров SSJ100, а поставить — 31. По итогам 2015 года было произведено 17 самолетов, а поставлено 25, включая перепродажу.