Российский автопроизводитель ПАО «Соллерс» и японская Isuzu намерены заключить специнвестконтракт (СПИК) по выпуску легких коммерческих автомобилей на площадке «УАЗа» в Ульяновске.
Как пишет «Коммерсантъ», 15 мая состоится межведомственная комиссия по специнвестконтракту «Соллерс» и Isuzu. Собеседник издания, знакомый с ситуацией, говорит, что в Ульяновске планируется сборка моделей обоих брендов, в частности, «УАЗ Профи». Другой источник уточняет, что новый совместный продукт компаний в России будет продаваться под брендом «УАЗ Сити», а на экспорт как Isuzu, при этом права на разработку будут у СП.
По данным источника газеты, общие вложения в проект составят 4,96 млрд руб., создание новых рабочих мест — 13 в 2018 году, 28 — в 2019 году, 44 — в 2020 году, 561 — в 2021 году и 1,8 тыс. в 2027 году. С 2023 года СП локализует коробки передач, двигатели, рамы и штамповки, с 2025 года — электронные блоки управления и cистемы помощи водителю.
По мнению собеседника газеты, знакомого с ситуацией, проект выгоден для «Соллерса (MCX:SVAV)» и будет мотивировать иностранных партнеров пользоваться заводом ЗМЗ (выпускает двигатели и трансмиссии).
Подписав СПИК, «Соллерс» и Isuzu получат гарантии стабильности его условий, доступ к механизму компенсации утильсбора, экспортные субсидии на логистику и омологацию, субсидии на компенсацию процентной ставки по кредитам, а также освобождение от части налогов. В «Соллерсе» заявили, что вместе с Isuzu создали СП ООО «Исузу Соллерс» для «вывода на рынок нового совместного продукта в сегменте среднетоннажных грузовых автомобилей с высокой степенью локализации». В Isuzu подтвердили эту информацию.
У «Соллерса» уже было СП с Isuzu, но в конце 2015 года компания продала долю японским партнерам: это объяснялось намерением сосредоточиться на развитии бизнеса внедорожников и LCV. Сейчас на растущем рынке продажи УАЗа падают: в январе-апреле — на 17%, до 10,8 тыс. машин.
Собеседник издания в отрасли подчеркивает, что основные инвестиции планируются с 2023 года, но пять лет компания получает «возможность делать низколокализованный продукт и пользоваться теми же преференциями, что и высоколокализованные игроки». На таких же условиях уже работают другие владельцы СПИКов (Daimler, Mazda Sollers ). Другой источник также отмечает низкий объем инвестиций в проект и количество новых рабочих мест. Его оппонент в отрасли возражает, что уровень инвестиций низкий, поскольку речь идет не о выпуске с нуля, а об использовании мощностей и компонентов УАЗа.
Источник газеты в отрасли подтверждает, что содержание СПИКа противоречит новой стратегии развития отрасли, предусматривающей поддержку российских платформ в коммерческом сегменте, усиление концентрации выпуска в расчете на одну платформу и углубление локализации до 70-85%. По его мнению, это «исключительно лоббистский проект». Источник на рынке подозревает, что контракт министерство надеется заключить на пересменке правительства: теперь за промышленность отвечает и. о. вице-премьера Дмитрий Козак, который «пока не разбирается в теме». Другой собеседник полагает, что исходно глава Минпромторга Денис Мантуров рассчитывал согласовать СПИК в качестве министра, а утвердить уже как профильный вице-премьер.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting соглашается, что этот проект при указанном объеме инвестиций и рабочих мест — «скорее стремление получить доступ к господдержке». При этом эксперт отмечает, что сегмент среднетоннажных грузовиков довольно перспективен, а Isuzu на нем один из крупнейших игроков.
При этом ранее сообщалось, что «Соллерс» в 2020 году планирует запустить производство нового семейства двигателей ЗМЗ — турбодвигателя и атмосферного двигателя, предназначенных для установки на новую платформу SUV-УАЗ, а также на разрабатываемый совместно с Isuzu городской малотоннажный автомобиль. Объем инвестиций — 1,9 млрд рублей. На площадях «УАЗа» в настоящее время выпускаются легкие коммерческие автомобили Isuzu.
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1466339494851-0’;