<!—
—>
История региональной ставки этого налога отражает все колебания непростого отношения властей к владельцам частных самолетов и вертолетов. Согласно федеральному законодательству, воздушные суда облагаются транспортным налогом по базовой ставке 25 рублей за лошадиную силу. При этом регионы могут увеличивать или понижать ставку, но не более чем в десять раз. Власти Якутии воспользовались своим правом на полную катушку. В 2013 году они задрали планку по максимуму, до 250 рублей.
Находящиеся под контролем государства авиакомпании транспортный налог не платят. Он распространяется только на воздушные суда авиации общего назначения, которые находятся в собственности граждан и предпринимателей. В республике насчитывается лишь 42 таких машины, то есть финансовый интерес у местных чиновников был невелик. Это подтверждается сопроводительными документами к законопроекту о понижении налоговой ставки: при ее сокращении в десять раз казна недополучит 2,8 миллиона рублей. Для бюджета в 190 миллиардов — капля в море.
По большому счету, взвинчивание транспортного налога до предельной величины преследовало только одну цель: отбить у людей охоту приобретать воздушные суда в частную собственность.
— Вы захотите купить частный самолет, когда его стоимость может быть в районе трех-пяти миллионов рублей, а транспортный налог составляет 250 тысяч рублей в год? Именно столько платят сегодня в Якутии, к примеру, владельцы «кукурузников», — отмечает депутат Госсобрания республики Виктор Федоров.
В течение последних пяти лет якутские чиновники и депутаты активно рассуждали о необходимости развития малой авиации. Проводили круглые столы, критиковали тормозящее процесс федеральное законодательство, ездили с инициативами в Москву. А сами крепко держали эту авиацию на ручном тормозе, взимая с нее самый высокий в стране транспортный налог.
<!—
—>
Собственно, это было вполне логично. Авиации общего назначения на рынке отведен самый дальний угол с ограниченным перечнем разрешенных работ. Но и туда владельцам частных вертолетов и самолетов попасть непросто — сформированное в 90-е годы прошлого века авиационное законодательство ставит перед ними множество административных барьеров. Поэтому частники либо уходят в «тень», либо воздушные суда становятся просто игрушками для богатых. В такой ситуации говорить о развитии малой авиации можно сколько угодно, но поощрять бесполезные для экономики устремления совсем не обязательно.
И вдруг якутские власти с легкостью решили опустить рычаг тормоза: законопроект о снижении налоговой ставки был одобрен профильным комитетом через неделю после внесения в Госсобрание, а еще через пять дней депутаты за него проголосовали. Представляя его парламентариям, и.о. министра экономики республики Майя Данилова отметила:
— Данная мера направлена на поддержку развития малой авиации и смягчения условий конкуренции на рынке авиационных работ. Снижение ставки транспортного налога коснется организаций и физических лиц, не осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки, но занятых в иных авиационных работах, в том числе таких, как авиационно-технические, лесоавиационные, погрузочно-разгрузочные и другие.
Снижение ставки транспортного налога направлено в том числе на смягчение условий конкуренции на рынке авиационных работ
Для того чтобы в Якутске радикально поменялись взгляды, что-то должно было произойти в Москве. А там от слов о развитии малой авиации начали переходить к делу. Участники рынка ожидают, что уже осенью Госдума РФ примет судьбоносные для них поправки в Воздушный кодекс. Позицию минтранса по этому вопросу обозначил заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Андрей Шнырев:
— Необходимо совершенствование воздушного законодательства в рамках системы управления рисками, а не «системы» управления доходами хозяйствующих субъектов.
Касаясь административных барьеров, он подчеркнул, что неадекватное рискам усложнение требований и процедур уводит коммерческую деятельность в «серую» область. Это дает обратный результат: снижение уровня безопасности полетов.
<!—
—>
Под развитие малой авиации в Москве переписывают и «земные» законы. В частности, готовятся поправки в Земельный кодекс, разрешающие обустройство авиаплощадок на землях сельхозназначения.
— Кроме того, правительство РФ приняло наше предложение по обнулению НДС при приобретении воздушных судов, что позволит снизить их стоимость на 18 процентов. Пока согласились на отечественные воздушные суда, но мы не теряем надежду по импорту, — говорит председатель ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин.
Он отмечает, что либерализация законодательства в этой сфере позволит снять множество проблем, связанных с якутскими бездорожьем и расстояниями. В республике уже планируется создание небольшой частной компании, которая будет осуществлять перевозки пассажиров в дальние села по принципу воздушного такси.
— Основной нашей задачей является развитие не просто малой авиации, а предпринимательства в области гражданской авиации, — подчеркивает Иван Лукин.