Кемеровчанка Елена Д. заключила договор потребительского займа по интернету — с зарегистрированным в Москве ООО «МФК Webbankir». А потом не смогла с долгом рассчитаться, и представители кредитора стали регулярно ей звонить, слать текстовые, голосовые сообщения и электронные письма. Звонки поступали с четырех телефонных номеров. И однажды вечером чаша терпения заемщицы переполнилась. Собеседнику, представившемуся Давидом Юрьевичем (фамилию он не назвал, хоть закон обязывает это делать) Елена сообщила о своей финансовой несостоятельности, добавив, что уже обратилась в Арбитражный суд для признания ее банкротом. А в ответ кемеровчанку обозвали «попрошайкой», «женщиной с девиантным поведением», «быдлянской натурой» и так далее.
<!—
—>
Записи переговоров с детализацией оказанных услуг связи Елена приложила к жалобе, с которой и обратилась в региональное управление Федеральной службы судебных приставов. Проверка подтвердила, что звонки действительно поступали от Webbankir.
— Суд рассмотрел административное дело и признал МФК виновной, — сообщила главный специалист-эксперт группы по взаимодействию со СМИ УФССП РФ по Кемеровской области Наталья Прокофьева. — ООО, представитель которого оказывал на должницу психологическое давление, оштрафовано на 25 тысяч рублей.
Между тем, как заверила представитель пресс-службы МФК Ольга Колтунова, в компании очень сожалеют о случившемся и уже принесли извинения потерпевшей за действия своего сотрудника: «По факту ситуации, произошедшей с клиентом в Кемерове, компания провела внутреннюю проверку. Данный инцидент был признан вопиющим нарушением этических норм, которыми мы всегда руководствуемся в своей деятельности. Сотрудник, допустивший его, находился на испытательном сроке и был уволен еще в мае 2019 года за несоответствие стандартам работы в компании и несоблюдение законодательства о защите прав физических лиц при осуществлении возврата просроченной задолженности».
К слову, это административное дело в отношении столичного ООО, как уточнила Наталья Прокофьева, уже пятое по счету. В ноябре 2018-го компании за ее незаконные действия вынесли предупреждение, а в январе 2019-го назначили первый штраф. Ситуация повторилась в марте и дважды в сентябре. В общей сложности фирма-кредитор обязана выплатить по жалобам униженных заемщиков 170 тысяч рублей.
Всего же, по данным службы судебных приставов, за первое полугодие суды Кузбасса привлекли к ответственности более тридцати коллекторских и микрофинансовых организаций. В их числе — оштрафованная на двадцать тысяч рублей кемеровская МФО «ГринМани». Ее представители угрожали по телефону жительнице Санкт-Петербурга, которая оформила микрозайм и не смогла вовремя рассчитаться. И психологическое давление этим не ограничилось. Женщине прислали сообщение: «Думала прастят тибе долг так ошиблась… у аллаха пращений малить будиш» (орфография и пунктуация авторов сохранены, а нецензурные выражения опущены), сопроводив текст фотографией паспорта заемщицы.
<!—
—>
Новосибирское коллекторское агентство ООО «Служба судебно-правового взыскания» донимало телефонными звонками за просроченные платежи не только жительницу Кемеровской области, но и ее знакомых. Собеседники по несколько раз в сутки грозили им уголовным наказанием, добавляя: если долг останется непогашенным — расскажут обо всем работодателю и коллегам заемщицы. В итоге суд назначил компании пятьдесят тысяч рублей штрафа.
А еще одно коллекторское агентство оштрафовано на 150 тысяч рублей за попытки взыскать просроченную задолженность с граждан, которые на самом деле должниками не являлись.
— В этом году поступило 436 жалоб на действия коллекторов и микрофинансовых компаний (в 2018-м — 456), а общая сумма штрафов превысила 2,3 миллиона рублей, — уточнила Наталья Прокофьева. — К сожалению, сегодня за деньгами все чаще идут не в банки, а во всевозможные структуры с более высокой «одобряемостью» — выдающие займы быстро (в том числе онлайн), без документов и учета кредитной истории. Проверить деятельность таких организаций мы можем только по обращениям граждан. Потому при возникновении претензий к работе кредитора или того, кто действует от его имени, рекомендуем жаловаться в нашу службу.
Кстати
«РГ» писала о том, что власти Кузбасса, на каждого жителя которого приходится почти 98 тысяч рублей кредитного долга, вышли в Госдуму РФ с законодательной инициативой: запретить выдачу микрозаймов в неприспособленных помещениях, а также рекламу такого рода деятельности в местах массового скопления людей.
А как у соседей?
С начала года омичи подали на коллекторов около 340 жалоб. Каждое седьмое обращение признано обоснованным (в прошлом году — каждое десятое). «Главные претензии — превышение допустимой частоты звонков и СМС-сообщений, психологическое давление, ввод в заблуждение, взаимодействие с третьими лицами, — сообщила начальник профильного отдела УФССП России по Омской области Татьяна Корикова. — Размер штрафов превысил два миллиона рублей — это на треть больше, чем год назад. Речь, главным образом, идет об организациях, не зарегистрированных в госреестре». Между тем ситуация с просроченной кредиторской задолженностью остается достаточно напряженной. В регионе за долги перед банками арестовано 173 квартиры. Всего в этом году специалисты ФСПП провели более 6,8 тысячи арестов имущества должников на общую сумму свыше 1,25 миллиарда рублей.