Реформа теплоснабжения, которую федеральные власти пытаются провести уже несколько лет, снова тормозит. Внести изменения в законопроект на этот раз предлагают члены Совета Федерации. По их мнению, необходимо разрешить регионам отказываться от новой методики ценообразования уже после ее внедрения. В компаниях — лидерах рынка опасаются, что поправки существенно изменят суть законопроекта и не дадут отрасли привлечь инвесторов. Тем временем уровень износа и аварийности в теплоснабжении достигает критических отметок.
Законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О теплоснабжении» встретился с серьезным противостоянием со стороны региональных властей. Члены Совета Федерации направили в комитет Госдумы по энергетике письмо с поправками, предлагаемыми к внесению в законопроект (письмо от 12 января 2017 года адресовано председателю комитета Павлу Завальному, имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
Речь идет о так называемом законопроекте об альтернативной котельной (альткотельной), который меняет принцип формирования цены на тепловую энергию.
Что такое альткотельная?
Методика альткотельной такова: в населенном пункте считают стоимость строительства новой котельной, уровень ее безубыточной деятельности и возврата инвестиций.
Все существующие источники тепла должны будут продавать тепловую энергию по цене не выше цены этой альткотельной.
Таким образом, власти будут только определять предельный порог цены. Сейчас региональные комитеты по тарифам (РЭКи) рассчитывают стоимость тепловой энергии для каждой конкретной компании в индивидуальном порядке с учетом предоставляемых ею данных о затратах.
Согласно законопроекту, первый этап реформы теплоснабжения должен был начаться еще 1 января 2017 года.
Новая модель ценообразования должна была вводиться на территориях, где преобладает производство тепловой энергии на ТЭЦ (более 50%), определена единая теплоснабжающая организация, имеется утвержденная схема теплоснабжения, а также согласие от муниципальных и региональных властей.
Второй этап, как предполагается, начнется 1 января 2019 года, после президентских выборов.
Основным отличием станет то, что новая методика сможет распространяться и на те территории, где на ТЭЦ приходится менее 50% производимой тепловой энергии, то есть в тех регионах, где выработкой тепловой энергии занимаются преимущественно котельные.
Что сенаторы предлагают изменить?
Поправки, предлагаемые Совфедом, существенно меняют законопроект и логику взаимоотношений между единой теплоснабжающей организацией (ЕТО) и региональными и муниципальными властями, предоставляя последним больше полномочий.
По мнению членов Совфеда Виктора Рогоцкого, Алексея Майорова, Михаила Пономарева, Степана Киричука и Ирины Гехт, для перехода к новой методике ценообразования на тепло необходимо получить не только согласие исполнительных органов управления в регионах и муниципалитетах, но и представительного органа.
Сенаторы также предлагают усилить контроль региональных и муниципальных властей за ремонтными работами, объемом инвестиций и прочими расходами, которые должна будет нести ЕТО в ходе выполнения схем теплоснабжения. За невыполнение мероприятий, предусмотренных схемой теплоснабжения, члены Совфеда предлагают применять штрафные санкции. При этом размер штрафов, по их мнению, необходимо привязать к объему выручки ЕТО.
Одна из поправок предлагает сделать исключение для городов — центров сложноустроенных объектов с численностью населения более 500 тыс. человек и не применять в них методику альткотельной.
Этим условиям в России удовлетворяет только Тюменская область.Таким образом, новое ценообразование предлагается не внедрять в Тюмени наравне с Москвой и Санкт-Петербургом.
Поправкой, которая вызвала самую ожесточенную критику со стороны теплоснабжающих компаний, стала возможность у региона или муниципалитета обратиться в правительство с предложением прекратить использование методики альткотельной. Такую возможность сенаторы предлагают давать в том случае, если объем социальной поддержки населения из муниципального или регионального бюджета будет превышать согласованный с ЕТО объем.
Как оценивают поправки в теплогенерирующих компаниях?
По мнению Сибирской генерирующей компании (СГК), ряд предложений членов Совфеда вносят излишний контроль за ходом ремонтных работ, объемом инвестиций и прочими расходами, а это «несет угрозу возврата к методу «затраты плюс», уход от которого и являлся одной из целей законопроекта». Негативно в СГК оценивают и предложение наделить регионы правом отказываться от методики альткотельной уже после ее внедрения.
«Предложение о возможности исключения региона из ценовой зоны по сути лишает весь законопроект смысла. На наш взгляд, возможности выхода из альтернативной котельной быть не должно, так как вся суть перехода на новый метод в том, что он дает инвесторам гарантии возврата вложений, но как только появляется право на выход, гарантии прекращаются. Ни один инвестор на такой проект не согласится», — пояснили в СГК.
Схожее видение на предложенные поправки имеет и компания «Т Плюс». По их мнению, некоторые правки «существенно искажают концепцию реформы теплоснабжения». «Возможность выхода из ценовой зоны снижает ответственность региона и ЕТО за реализацию принятой схемы теплоснабжения и выполнение инвестиционных обязательств», — прокомментировали в пресс-службе «Т Плюс».
Будут ли поправки внесены?
В комитете Госдумы по энергетике подтвердили получение письма с предложениями правок от членов Совета Федерации. По словам председателя комитета Павла Завального, 6 февраля планируется провести парламентские слушания по законопроекту, а второе чтение документа в Госдуме состоится не ранее конца февраля 2017 года.
Об этих поправках известно и в Минэнерго, подтвердили в ведомстве «Газете.Ru».
На вопрос о возможном расширении полномочий региональных и муниципальных властей в ведомстве ответили, что «Минэнерго России считает возможным часть норм законопроекта в части полномочий органом муниципального самоуправления скорректировать».
Согласно нормам законодательного процесса в России, законопроект, если он получил одобрение депутатов после трех чтений в Госдуме, направляется в Совет Федерации. Тот после изучения документа рекомендует либо одобрить, либо отклонить законопроект, принятый Госдумой.
Таким образом, даже если поправки, которые предлагаются членами Совфеда, не будут внесены в документ и законопроект получит одобрение большинства депутатов Госдумы по итогам трех чтений, существует риск того, что он может быть отклонен Советом Федерации.
Зачем что-то вообще менять?
Сфера теплоснабжения в отличие от электроэнергетики крайне недофинансирована, неоднократно говорили и в Минэнерго, и эксперты рынка. По подсчетам Минэнерго, ежегодно бюджеты разных уровней субсидируют отрасль теплоснабжения без учета субсидий за жилищно-коммунальные услуги в размере 150 млрд руб., тогда как потребность отрасли — 200 млрд руб.
Недофинансирование теплоснабжения сказывается на его качестве: высокая изношенность как теплоэлектроцентралей, так и теплосетей приводит к частым авариям.
Согласно докладу «О ситуации в теплоснабжении в Российской Федерации», подготовленному Фондом энергетической безопасности, в ближайшие пять лет около 38–42% находящихся в эксплуатации мощностей ТЭЦ в Единой энергосистеме России (26–28 ГВт) потребуют инвестиционных решений по модернизации или замене оборудования.
По сделанным ранее оценкам Минэнерго России, 68% теплосетей имеют 100-процентный физический износ. Количество аварий только на магистральных сетях выросло с 266 случаев/тыс. км в отопительный сезон-2007/08 до 387 случаев/тыс. км в 2013 году, т.е. на 45%.
Переход на новую модель теплоснабжения позволит сократить размер бюджетных субсидий и привлечь инвестиции в отрасль.
Подорожает ли тепло для населения?
В ряде населенных пунктов с введением системы АК цены на тепло могут снизиться, так как там действующие гостарифы уже находятся выше цены альтернативной котельной, — например, в Москве и Санкт-Петербурге. Зато в таких регионах, как Астраханская и Пензенская области, а также Башкирия, придется платить больше.
По подсчетам Натальи Пороховой из АКРА, в среднем тарифы на тепло для потребителей после перехода на систему альткотельной вырастут на 30%.
Александра Суслина из Экономической экспертной группы поясняла ранее, что при введении верхней планки все теплоснабжающие компании будут выставлять максимальный размер тарифа. А это значит, что нагрузка на потребителей, основную долю которых составляет население, существенно возрастет.