«Газпром» предупреждает о рисках транзита газа в Европу — Украина слишком медленно заполняет подземные хранилища. В последние два года украинцев выручали теплые зимы, но в случае холодов ситуация может стать критической. А денег на закупку дополнительного газа у Киева нет.
Украине может не хватить газа на зиму. Об этом в среду заявил заместитель главы департамента внешнеэкономической деятельности «Газпрома» Виктор Валов в ходе телефонной конференции. По его словам, российская газовая монополия обеспокоена уровнем закачки в украинские подземные хранилища газа (ПХГ) — на данный момент в них на 2,2 млрд кубометров газа меньше, чем в прошлогодний сезон заполнения.
«В случае холодной суровой зимы Украина может не обеспечить объем транзита газа через свою территорию потребителям Западной Европы», — предупредил Валов.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер еще в начале лета выражал озабоченность темпами наполнения украинских ПХГ. По его словам, суточный объем закачки должен был быть увеличен в 2,5 раза.
На 10 августа в украинских хранилищах было 11,237 млрд куб. м газа (ПХГ заполнены примерно на 36%). Год назад резервы составляли 13,415 млрд кубометров. «Количество газа в ПХГ Украины действительно существенно меньше, чем на аналогичную дату год назад, — комментирует сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Вместе с тем на руку Киеву играет фактор снижающегося потребления газа внутри страны (с начала года приблизительно на 15%)».
Предупреждения «Газпрома» о возможной нехватке газа на Украине и угрозе транзиту уже стали традиционными — на протяжении последних лет монополия делает по нескольку таких заявлений в год.
Дело в том, что газ из украинских ПХГ частично используется для обеспечения растущего спроса европейских клиентов «Газпрома» в пиковые периоды отопительного сезона, и из-за нехватки топлива в хранилищах Украины могут пострадать европейцы. Но главное опасение связано с тем, что газа не хватит самой Украине, из-за чего она может начать несанкционированный отбор из транзитных объемов. А через Украину в страны Евросоюза идет более трети всего российского газового экспорта: в 2015 году — 64,2 млрд кубометров из 159,4 млрд.
Последний раз такой отбор был зафиксирован в 2009 году, при этом Россия и Украина до сих пор спорят, был ли он в действительности.
«Газпром» тогда полностью перекрыл транзит, в результате чего ряд стран Европы на несколько зимних дней остались без газа, так как не у всех был доступ к резервам.
Зимой 2015–2016 годов Украина смогла вообще обойтись без закупок газа у России. Правда, в основном это объяснялось теплой погодой, заметно снизившимся потреблением (которое было вызвано обвалом промышленности) и поставками газа по реверсу из Европы.
Причем украинский президент Петр Порошенко в январе 2016 года признал, что реверсные поставки были на 30% дороже газа, предлагаемого Россией ($212 за 1 тыс. кубометров).
В принципе Украина способна обойтись без российского газа. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, политолог Игорь Юшков говорит, что главным фактором сейчас является собственное потребление Украины. «А каким оно будет — непонятно, — отмечает эксперт. — Сколько будет потребляться газа, каков будет межтопливный баланс (поставки угля на Украине нестабильны), а также погодные риски — все это нервирует «Газпром».
Дмитрий Марунич также напоминает, что две последние зимы были рекордно теплыми. «С моей точки зрения, есть угроза срыва транзита и/или поставок внутри страны, особенно если зима будет холодной», — отмечает эксперт.
Формально отопительный сезон на Украине начинается 15 октября, однако, по словам Марунича, из-за теплой погоды в последние годы его сдвигают на 10–14 дней. Эксперт полагает, что к началу отопительного сезона вполне реально накопить в ПХГ 14,5 млрд кубометров, о чем ранее говорил «Нафтогаз Украины».
Но этих объемов, по оценке Марунича, может не хватить для поддержания контрактных давлений на выходе из украинской ГТС зимой при растущем транзите «Газпрома» и возможных низких температурах. Эксперт полагает, что разумно было бы накопить в ПХГ 16–17 млрд кубов газа.
«Однако для этого недостаточно средств, — указывает сопредседатель ФЭС. — Более того, «Нафтогаз» просчитался и вынужден закупать сейчас реверсный газ дороже, чем во втором квартале (примерно на $30 за 1 тыс. кубов)».
«Газпром», в свою очередь, нервничает из-за самого факта, что он контролирует не всю цепочку и что вообще от Украины что-то зависит, говорит Игорь Юшков.
По мнению политолога, российский холдинг подает сигнал Европе, намекая на необходимость начала очередных трехсторонних переговоров по газу на уровне министров. Такие переговоры тоже уже стали традицией и начинаются, как правило, за несколько месяцев до старта отопительного сезона. Политолог полагает, что российская газовая монополия таким образом хочет обезопасить себя от возможных претензий, заранее предупреждая о возможных рисках.
Кроме того, напоминание о рисках транзита через Украину — излюбленный прием «Газпрома» в полемике по поводу альтернативных маршрутов транспортировки газа. На данный момент таковых два: «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Первый проект уже вызывает активное противодействие со стороны ряда стран Европы и опять-таки Украины, которой он грозит потерей транзитных доходов (украинский экс-премьер Арсений Яценюк оценивал их в $2 млрд в год). Кроме того, Еврокомиссия считает, что «Северный поток — 2» может не укладываться в нормы Третьего энергетического пакета ЕС.
«Турецкий поток» Москва и Анкара оживили буквально на днях, запуск первой ветки запланирован на вторую половину 2019 года. Однако и здесь могут быть недовольные: если будет построено больше одной ветки, Евросоюз вместо зависимой от него Украины в качестве транзитера получит слишком самостоятельную Турцию. В связи с этим не исключены попытки Евросоюза дискредитировать и этот проект. В такой ситуации «Газпрому» и приходится доказывать ненадежность украинского транзита.