В число регионов с наивысшим качеством управления бюджетами ожидаемо попали Москва и Санкт-Петербург. Кроме них в первой группе регионы Уральского федерального округа почти полным составом (кроме Курганской области и Югры), два региона из Центрального, три — из Северо-Западного, четыре — из Южного, по пять — из Приволжского и Сибирского федеральных округов. Среди субъектов Дальневосточного и Северо-Кавказского округов в круг лидеров смогли прорваться только Приморский и Ставропольский края.
<!—
—>
Мониторинг министерство ведет с 2009 года. Со временем методика усложняется, добавляются новые критерии. Это заметили и региональные чиновники, и эксперты. По оценке Елены Анисимовой, эксперта группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), в этом году использовались семь групп индикаторов, в каждой из которых было от 8 до 23 параметров.
Также в рейтинге учитывалось качество бюджетного планирования, исполнения бюджетов, управления долговыми обязательствами и госсобственностью, оценивались финансовые взаимоотношения с муниципалитетами, степень прозрачности бюджетного процесса и выполнение майских указов.
«В методике используются как весьма понятные и достаточно хорошо измеримые показатели, такие как уровень долговой нагрузки регионального бюджета, наличие или отсутствие просрочек по кредитам, частота внесения корректировок в закон о бюджете, так и те, оценить которые объективно трудно, — говорит Екатерина Захарчук, руководитель Центра стратегического развития территорий Института экономики Уральского отделения РАН. — К примеру, я не понимаю, как была определена эффективность использования ГУПами средств бюджета Значения этого показателя в разных регионах варьируются от 0 до 232 709 процентов.
Тем не менее, по ее мнению, рейтинг позволяет выявить некую закономерность: почти все богатые российские регионы оказались в лидерах по качеству управления собственными финансами, а самые бедные дотационные территории — в аутсайдерах.
Челябинская область и Ямало-Ненецкий АО уже девять лет лидеры по качеству управления финансами
В числе «хорошистов» оказалось большинство — 47 регионов из 85. В их бюджетной политике аналитики минфина обнаружили незначительные бреши: негрубые нарушения бюджетного законодательства или условий кредитования за счет федерального бюджета. В эту группу попали и несколько лидеров прошлого года, к примеру, Тульская и Мурманская области, Башкортостан, Бурятия, Якутия и Югра. Региональные чиновники болезненно отреагировали на такое падение и связали его с резко изменившимися критериями оценки.
К примеру, в департаменте финансов Югры корреспонденту «РГ» пояснили, что регион потерял позиции из-за превышения десятипроцентного порога объема «иных межбюджетных трансфертов», предоставляемых муниципалитетам. Югорские чиновники настаивают, что для оценки качества финансового менеджмента регионов-доноров этот критерий использоваться не должен. В пример они приводят города федерального значения — Москву, Санкт-Петербург и Севастополь, где подобные ограничения сняты уже сегодня.
<!—
—>
Что же касается «аутсайдеров», то их количество и качественный состав за последний год существенно изменились. Так, по итогам 2016 года в группе с низким качеством управления региональными финансами находились 15 регионов, а в 2017 году их осталось 11. Интересно, что Астраханская область и Ненецкий автономный округ, бывшие в их числе в прошлом году, нынче оказались сразу в лидерах. Костромская, Ярославская, Тамбовская области, а также республики Ингушетия, Северная Осетия и Хакасия шагнули выше на одну ступень рейтинга, а Магаданская область, Чукотский автономный округ, республики Карелия и Кабардино-Балкария, наоборот, опустились на шаг вниз.
«Присваиваемая субъектам РФ оценка качества управления региональными финансами является фактором нематериального стимулирования и определяет направления для повышения качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов в субъектах РФ», — прокомментировали «РГ» в пресс-службе минфина. Но, как отмечают региональные чиновники, федеральные власти при составлении этого рейтинга ориентированы в первую очередь на работу с «аутсайдерами». Лидеров это задевает: они обижаются, что их стараний не замечают.
«О тех субъектах, которые входят в первую группу и удерживают высокие позиции на протяжении долгого времени, практически не говорят. И это несмотря на то, что с каждый годом критерии, по которым ведется оценка, ужесточаются. Конечно, свою работу мы делаем не для рейтинга. Но все же мы считаем, что моральный, а может быть, и материальный стимул необходим. Например, по аналогии с грантами, которые федеральные власти распределяют между регионами, добившимися хороших результатов в налоговой политике», — заметил Андрей Пшеницын, министр финансов Челябинской области. К слову, этот регион — в числе лидеров по качеству управления финансами уже девять лет.
Так же долго на его вершине удерживается еще только Ямало-Ненецкий АО.