Снижение нефтяных цен, продолжающееся с прошлой недели, не оказало заметного влияния на курс рубля. Однако эксперты предупреждают, что это лишь вопрос времени: стоимость барреля по-прежнему остается главным фактором для курса рубля. Даже если к концу года баррель вернется на уровень $50, он в дальнейшем, скорее всего, снова подешевеет. Это потянет вниз и курс российской валюты.
Во вторник из-за снижения стоимости нефти курс на биржевых торгах поднимался до 67 руб./$. Курс евро в первые часы торгов на Московской бирже превысил 75 руб. впервые с 6 июня.
Впрочем, нефтяные цены, которые начали падение еще на прошлой неделе, пока оказывают не очень существенное влияние на курс российской валюты. Рубль за неделю с 26 июля подешевел на 1,5%, а баррель Brent — на 6,7%.
«Основное влияние на курс российской валюты сейчас оказывает пятничное заседание Банка России, где было принято решение не понижать ставку», — пояснил в разговоре с «Газетой.Ru» аналитик ФГ БКС Иван Копейкин.
Высокая ставка означает приток капитала в российские облигации, что укрепляет рубль. Вместе с тем, по словам Копейкина, тренды рубля и нефти остаются общими.
«Баррель является главным поводырем для рубля, и все сейчас будет зависеть от того, куда пойдет нефть, — уточняет эксперт. — Если нефтяные котировки продолжат падение, рубль последует за ними».
Вероятность того, что нефть продолжит дешеветь, остается высокой. Как сообщало в понедельник Министерство финансов, средняя цена российской нефти марки Urals с января по июль текущего года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 года в 1,5 раза, с $56,76 до $38,68 за баррель.
У снижения нефтяных котировок на мировом рынке несколько причин. Во-первых, нефть дешевеет на фоне роста объемов нефтедобычи в США. Согласно опубликованным на прошлой неделе данным управления энергетической информации при американском минэнерго, суточный уровень производства нефти рос на протяжении трех последних недель и по итогам недели, завершившейся 29 июля, составил 8,515 млн баррелей в сутки.
Нефтяные запасы Штатов за тот же период увеличились на 1,67 млн баррелей, хотя прогнозировалось их снижение более чем на 2 млн баррелей. Кроме того, продолжает расти количество работающих буровых установок в Америке. По данным компании Baker Hughes, за ту же неделю их число возросло на одну установку и составило 463 единицы. Неделей ранее количество действующих буровых установок увеличилось сразу на 15 штук.
Рекорды нефтедобычи продолжает ставить и Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК).
Согласно исследованию агентства Reuters, совокупная добыча стран картеля в июле достигла исторического максимума в 33,41 млн баррелей в сутки (в июне — 33,31 млн баррелей). Это при том, что формально квота для всех стран ОПЕК на добычу составляет лишь 30 млн баррелей. Рост добычи в основном обеспечили Ирак и Нигерия.
«Но основное давление на котировки обеспечивают монетарные движения спекулянтов нефтяного рынка», — считает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
По его словам, около 98% рынка формирует так называемая бумажная нефть, а на контракты по реальным поставкам приходится лишь около 2%. «И сейчас спекулянты закрыли большую часть открытых позиций, спекулятивные капиталы не стремятся идти на сырьевые площадки», — рассказывает Пасечник.
Аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин предупреждает, что в течение ближайших недель цены могут опуститься значительно ниже $40 за баррель.
Нефть может отыграть падение последних дней, вернувшись к росту. Среднегодовая цена барреля ожидается на уровне $45–50. Но в дальнейшем прогнозируется новое падение нефтяных цен, связанное с продолжением роста нефтепроизводства в США, которое будет вызвано постоянно снижающейся себестоимостью добычи на сланцевых проектах.
Если раньше для безубыточности американским компаниям нужна была цена $50 за баррель, то сейчас они получают прибыль и при $25–30. Нефтедобытчикам удалось снизить себестоимость благодаря развитию технологий сланцевой добычи, пояснил партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин. При таком низком уровне безубыточности нефтяные компании снова наращивают добычу. В результате нефть подешевеет еще сильнее, что потянет вниз и курс российской валюты.