Владимир Абрамов
МОСКВА (Рейтер) — Рубль может подешеветь в августе благодаря сезонным факторам, таким как ухудшение текущего счета РФ и обратная конверсия полученных дивидендных выплат, на которые накладываются риски расширения антироссийских санкций под занавес года, а также турбулентность развивающихся рынков из-за угрозы глобальных торговых войн.
Однако участники рынка не ждут существенного ослабления курса вопреки опасениям, связанным с исторической памятью в отношении поведения рубля в последний летний месяц.
В целом аналитики предполагают сохранение торгового диапазона 61-64 рубля за доллар, но допускают смещение валюты США к его верхней границе, а в случае прорыва — движение доллара в сторону 65 рублей.
Пара доллар/рубль встретила август вблизи отметки 62,50 после того, как по итогам июля рубль подорожал к доллару на 0,4 процента.
ВНУТРЕННИЕ РИСКИ
Август традиционно невезучий для рубля — по его итогам национальная валюта лишь пять раз показывала рост за всю новейшую российскую историю, в том числе, достаточно серьезный в прошлом году — на три процента к доллару и на два процента к евро.
За август же 1998 года рубль подешевел в полтора раза на фоне технического дефолта по рублевому госдолгу РФ и прекращения поддержки российской валюты за счет масштабных интервенций в узком валютном коридоре, проводимых Центробанком.
«Психологический фактор августа уже не так значим, как несколько лет назад. Это видно из укрепления рубля в августе 2016 и 2017 годов», — сказал Владимир Миклашевский из банка Данске. Он же один из немногих опрошенных аналитиков, кто ждет удорожания рубля по итогам августа, до 61,80 за доллар.
«Несмотря на то, что август уже традиционно ассоциируется с худшим месяцем для рубля, мы не склонны сгущать тучи, и полагаем, что рублю удастся пережить этот месяц без серьезных потерь», — согласен Денис Давыдов из банка Нордеа.
Тем не менее, он не исключает, что у рубля в августе против доллара возможны потери порядка 3 процентов, до 64,00-64,50.
Дмитрий Долгин из Газпромбанка допускает в августе плавное ослабление рубля и рост доллара до отметки 65,00 и выше, «однако затем к концу года возможно укрепление благодаря сезонности платежного баланса».
Ухудшение платежного баланса РФ из-за сезонного роста импорта товаров и услуг в третьем квартале называют основным фактором давления на рубль практически все аналитики.
«Месячный профицит может составить $3-5 миллиардов, и весь этот объем будет изъят Минфином в рамках валютных интервенций», — прогнозирует Долгин.
«С учетом покупок валюты Минфина «чистый» баланс может оказаться отрицательным на уровне около $3-4 миллиардов за квартал», — предупреждает Дмитрий Полевой из Российского фонда прямых инвестиций.
Он же отмечает, что давление на рубль в августе может быть вызвано и покупкой населением валюты для отпусков, в том числе, и отложенных с начала лета из-за Кубка мира по футболу.
«Наконец, на конец июля-август запланированы выплаты дивидендов в объеме до 450-500 миллиардов рублей, что частично будет конвертировано в валюту», — напомнил Полевой.
Одновременно рубль оторвался от жесткой привязки к динамике нефти после введения бюджетного правила, подразумевающего увеличение покупок валюты Минфином в случае роста нефтяных цен. Тем не менее, стабильно высокие нефтяные цены могут выступать зонтиком для рубля. Баррель Brent с апреля не опускается ниже уровня $70, завершив июль вблизи $74. На этом фоне Центробанк покупал для Минфина в июле порядка $250 миллионов в день в счет допдоходов бюджета от дорогой нефти.
По мнению Евгения Кошелева из Росбанка, после того как Минфин 3 августа объявит новые параметры своих обязательных покупок валюты в рамках бюджетного правила на август, возможно усиление влияния дефицита среднесрочного валютного фондирования на спотовый валютный рынок.
При этом главную интригу Долгин из Газпромбанка видит в возможном восстановлении интереса иностранных инвесторов к российскому долговому рынку, подорванному апрельским введением новых санкций США против РФ.
За апрель-июнь нерезиденты сократили вложения в ОФЗ почти на 370 миллиардов рублей, согласно отчетности ЦБР, и на этом фоне рубль потерял порядка 9 процентов. Впрочем, практически все ЕМ-валюты находились тогда под давлением растущего доллара США и ухудшения условий для мировой торговли.
«Основные риски (для платежного баланса) связаны с портфельными инвестициями, особенно в свете рисков «торговых войн», — сказал Полевой из РФПИ, однако он считает, что высокие реальные российские процентные ставки выступают страховкой.
ЦБР держит ключевую процентную ставку на уровне 7,25 процента годовых, при том, что июньская инфляция составила 2,3 процента в годовом исчислении, а целью остается уровень в 4 процента, хотя регулятор опасается ускорения инфляции.
ВНЕШНИЕ РИСКИ
Денис Давыдов из Нордеа видит причиной для беспокойства сохранение понижательного давления на активы и валюты развивающихся рынков на фоне дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики основными центробанками. Как и опасения, вызываемые темой глобальных торговых войн.
От ФРС большинство участников мировых рынков ждет как минимум одного повышения ставки до конца 2018 года от текущего диапазона 1,75-2,00 процента годовых, удерживая в головах вероятность и еще одного ужесточения.
Одновременно Владимир Миклашевский из Данске в числе внешних факторов видит и позитив. В частности, по его мнению, ужесточение риторики США по отношению к Ирану (что подразумевает санкции на иранскую нефть) может поддержать рубль.
«Возможная поддержка рублю будет оказана и при смягчении намерений в торговых войнах США с ЕС и с Китаем» — надеется он.
Серьезным раздражителем для рубля может быть тема, опосредованная с ОФЗ — спекуляции вокруг новых санкций США против РФ, вплоть до запрета владения российским госдолгом, что до ухода на летние каникулы генерировалось рядом американских законодателей. Тема обострилась после встречи Дональда Трампа и Владимира Путина в середине июля, удивившей вашингтонский истеблишмент «беззубостью» американского президента.
«Несмотря на то, что очередная инициатива американских законодателей по усилению санкций против России имеет мало шансов быть проработанной до летнего перерыва в работе Конгресса США, сам факт повышения градуса напряженности по данному вопросу будет ограничивать позитив в отношении рубля и рублевых активов» — считает Давыдов.
Миклашевский предположил, что санкционное давление в августе «уйдет в отпуск» вместе с американскими законодателями, и волатильность рубля снизится.
Долгин из Газпромбанка считает исчезновение неопределенности во внешнеполитической риторике между США и Россией (а также США и Китаем) в ближайшие недели маловероятно, что снижает интерес инвесторов ко всем ЕМ-активам.
«Общее отношение инвесторов к ЕМ-рынкам и обсуждение в Конгрессе США ужесточения санкционного давления на РФ продолжат оставаться ключевыми драйверами для рубля на горизонте августа», — сказал Михаил Поддубский из Промсвязьбанка.
По его мнению, рубль на текущих уровнях заметно недооценен относительно нефтяных котировок и макропоказателей, однако общая слабость ЕМ-валют и актуальность санкционной истории не позволяют рублю нивелировать данную недооценку.
(Редактор Дмитрий Антонов)
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1466339494851-0’;