Россия и Армения создают особую экономическую зону, выяснила «Газета.Ru». Проект беспрецедентный, поскольку армянская зона создается на границе с Ираном для наращивания товарооборота с Евразийским союзом. Помешать реализации проекта может нестыковка законодательства: Иран — не член ВТО.
Визит президента Армении Сержа Саргсяна в Москву по случаю 25-летия дипломатических отношений двух стран (отмечаемого в апреле) оказался не просто парадным мероприятием, а имел весомую деловую подоплеку.
Как выяснила «Газета. Ru», Россия и Армения обсуждали в ходе визита создание совместной ОЭЗ — особой (свободной) экономической зоны. Информацию об этом подтвердил источник в дипломатических кругах Армении. Возможность создания ОЭЗ не исключил и глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев.
«Мы заинтересованы в доходных инвестициях в Армению. Рассмотрим все возможности, которые есть. В том числе возможен и проект ОЭЗ», — сообщил Дмитриев «Газете.Ru». Глава РФПИ участвовал во встрече президентов Владимира Путина и Сержа Саргсяна, состоявшейся в среду в Кремле.
Дьюти-фри в зоне
На полях встречи, кстати, было объявлено о создании российско-армянского инвестиционного фонда. Дмитриев не исключил, что фонд проинвестирует проекты резидентов будущей ОЭЗ.
Официально российская сторона не объявляла о создании особой зоны, но в Армении такая возможность уже обсуждается на правительственном и экспертном уровне.
Открыть совместную зону планируется до конца текущего года, уточнил «Газете.Ru» Вилен Хачатрян, ученый секретарь Европейской образовательной академии (Ереван). Место для зоны выбрано в городе Мегри Сюникской области Армении на территории в 10–15 га с возможностью расширения до 55 га. Резидентами ОЭЗ могут стать от 100 до 120 компаний. На создание инфраструктуры зоны власти готовы потратить до $32 млн.
По прогнозу министерства экономического развития и инвестиций Армении, инвестиции в экономическую зону в течение десяти лет могут составить $350–400 млн. Среднегодовой объем товаров, произведенных в ОЭЗ, ожидается на уровне $80–100 млн.
Если ОЭЗ откроется, это будет беспрецедентный проект на всем постсоветском пространстве. По двум причинам: во-первых, бизнес в зоне планируется освободить от уплаты НДС, налога на прибыль, а также налога на имущество.
Эти преференции рассчитывается вводить на срок от двух до четырех лет в зависимости от типа бизнеса, информирует Хачатрян. Если сравнивать эти преференции с теми, что действуют в российских ОЭЗ, то сравнение будет явно не в пользу российских зон. Правда, и экономический эффект от последних не стал убедительным, часть зон пришлось закрыть досрочно.
Кроме того, в армянской ОЭЗ физическим лицам могут разрешить покупки по системе дьюти-фри — без таможенных пошлин.
Приграничная армяно-иранская
Вторая особенность армянской зоны в том, что Сюникская область, в которой она создается, граничит с Ираном. По ту сторону границы, на иранской территории, уже действует свободная экономическая зона «Арас». В Армении не скрывают, что открывают зону для привлечения иранских инвестиций в экономику.
Товарооборот между Арменией и Ираном в последние два года явно не отвечает возможностям двух стран, составляя всего $270 млн.
Причем экспорт в Иран из Армении, по данным минэкономики этой страны, не превышает $70 млн, из которых львиная доля — это электроэнергия по бартеру за газ.
Сдерживающим фактором для наращивания армяно-иранского товарооборота служили санкции Запада против Ирана. Но теперь часть из них отменена, и Армения рассчитывает нарастить товарооборот. В том числе и с помощью открытия специальной приграничной зоны.
Минэкономики Армении рассчитывает, что Иран, Россия и другие члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) согласуют список товаров, в отношении которых таможенные пошлины будут снижены или даже отменены. Кроме того, Ирану и странам ЕАЭС, включая Армению, придется решать проблему сертификации своих товаров и оптимизации механизма банковских переводов. С армянской стороны с сертификацией больших проблем не ожидается, поскольку Ереван проводит гибкую торговую политику, экспортирует товары и услуги как в Евросоюз, так и в Евразийский союз.
Как заявляли ранее в минэкономики Армении, несколько крупных иранских компаний, одна из которых, в частности, фармацевтическая, уже оформили письменное предложение открыть на территории зоны свое производство для рынка ЕАЭС. Условиями работы в зоне интересовались и китайцы.
Россия растит конкурентов
Но не вполне понятен интерес к зоне с российской стороны. По словам Хачатряна, в ОЭЗ с армянской стороны, скорее всего, будут зарегистрированы компании, оказывающие высокотехнологичные услуги (IT, телекоммуникации и т.п.), пищевая промышленность, а с иранской — компании, специализирующиеся на нефтепереработке, нефтехимии.
«Иран — сырьевая экономика, в этом ее преимущество, и с этой точки зрения иранский бизнес интересен для Армении как торговый, а не как инвестиционный», — говорит армянский эксперт.
Но в таком случае Россия создает для себе конкурента как раз в тех областях бизнеса, в которых сама традиционно сильна. Интерес России к созданию совместной ОЭЗ прежде всего геополитический, аргументирует Хачатрян.
В Кремле смотрят иначе на эту проблему. Российский бизнес заинтересован в росте экономики Армении, российские инвестиции в эту страну превысили $3 млрд, в республике действуют около 2 тыс. предприятий с российским капиталом, прорабатывается возможность взаимных расчетов в национальных валютах, аргументировал Путин на встрече с Саргсяном в среду.
По итогам прошлого года двусторонний товарооборот вырос на 6%, а армянский лидер подсчитал, что товарооборот между двум странами за тот же срок вырос на все 15%.
Между Евразией и Евросоюзом
В самой Армении нет единодушного одобрения евразийских проектов. Это особенно заметно в преддверии парламентских выборов, назначенных на 2 апреля. Членство в Евразийском экономическом союзе не в интересах Армении и республике надо выходить из ЕАЭС, заявляет, например, бывший премьер-министр Армении Грант Багратян. По его словам, 85% ВВП ЕАЭС приходится на долю России, и этот союз приспособлен под российские интересы. «Мы считаем, что надо выйти. Выйдя, мы останемся в зоне свободной торговли», — заявил Багратян в ходе обсуждений на тему «Избирательная кампания для всех», организованных Фондом Конрада Аденауэра, имея в виду положения СНГ.
По его подсчетам, торговля в рамках ЕАЭС уменьшилась на 23%, торговля с третьими странами на 35%, потери от вступления Армении в ЕАЭС — $800 млн. Если Россия в ответ на выход Армении из Евразийского союза повысит цену на газ, его можно будет заменить иранским топливом, уверен экс-премьер.
Как Россия, Армения и Иран смогут совместить свои экономические интересы, будет понятно в течение ближайших двух недель. До конца марта с визитом в Москву ждут президента Ирана Хасана Роухани. В ходе визита, возможно, будет подписано соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Ираном и ЕАЭС, подтвердил в среду глава Минэнерго РФ Александр Новак. Сначала свободный режим будет действовать только в отношении определенного круга товаров — легпрома и АПК.
Создание ЗСТ с Ираном осложняется тем, что Иран не входит в ВТО.