Реальные доходы граждан в сентябре снова снизились, падение продолжается уже 24 месяца подряд, следует из свежих данных Росстата. Рост последний раз отмечался в октябре 2014 года. Ослабевший на этом фоне спрос провоцирует устойчивое падение оборота розницы. Экономика попала в своеобразную «спираль», которая требует от правительства новых активных мер по поддержке бизнеса, считают эксперты.
Доходы упали, и так 24 раза
Ежемесячный непрерывный спад реальных располагаемых доходов россиян, по данным Росстата, отмечает двухлетнюю годовщину. В сентябре 2016 года, несмотря на некоторое оживление спроса и рост зарплат, реальные доходы снизились на 2,8% по сравнению с сентябрем 2015 года. Тенденция снижения доходов и спроса пока будет продолжаться, считают эксперты, переломить ее можно только с помощью экономического роста.
Среднемесячная заработная плата работников организаций в сентябре 2016 года составила 36,1 тыс. руб. Рост по сравнению с сентябрем предыдущего года составил 9,4%, в результате она немного подросла и в реальном выражении — на 2,8%. Но этого оказалось недостаточно, чтобы обеспечить рост реальных доходов граждан (с вычетом обязательных платежей, скорректированных на инфляцию).
Цены в сентябре выросли на 0,2%, в годовом выражении инфляция составила 6,4%. Но, несмотря на то что рост цен в этом году существенно замедлился, доходы не сбавляют темпа падения: за три квартала этого года россияне лишились еще 5,3% своего благосостояния, по предварительной оценке Росстата.
Экономистов такие цифры не удивляют: ресурсов для наращивания зарплат нет ни в бюджете, ни у бизнеса. «Поэтому отрицательная динамика какое-то время будет сохраняться: инфляция остается, курс доллара может и подрасти… здесь выход только один — общее улучшение экономической ситуации в стране», — говорит главный стратег ФГ БКС Максим Шеин.
Оно начнется буквально в следующем году, уверяют чиновники. Такая динамика заложена в текущий прогноз Минэкономразвития. Об окончании тяжелого периода в экономике на этой неделе заявлял и премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая перед иностранными инвесторами. Уже в следующем году начнут расти и доходы россиян, считают в Минэкономразвития. Однако, с учетом серьезного падения в последние годы, быстрой компенсации не обещают.
Сам по себе рост не начнется, искусственные меры для этого тоже не помогут, полагают экономисты. «Наращивать государственные расходы мы не можем, значит, нужно стимулировать частный бизнес», — говорит Шеин.
Бизнесу нужна предсказуемость и понижение процентных ставок, уточняет он, а также условия для конкуренции. Налоговые льготы также могли бы поспособствовать развитию отдельных секторов. Активных действий такого рода сейчас не хватает от правительства, по словам аналитика. Инвестиции остались единственной компонентой экономического роста, на которую можно воздействовать: с личным потреблением тяжело, госрасходы заморожены. «Может, нефть вырастет в цене, но это от нас не зависит, что плохо», — рассуждает Шеин.
Из пессимистов получаются плохие покупатели
Оборот розничной торговли в сентябре в России составил 2,4 трлн руб., что в сопоставимых ценах означает снижение на 3,6% к сентябрю 2015 года, по предварительным данным Росстата. За три квартала этого года падение еще более существенное — 5,4%. В целом снижение в рознице продолжается уже в течение 21 месяца подряд.
За год, прошедший с сентября 2015-го, снова сократилось участие в ритейле малых форматов — до 7,3% с 8%. В прошлые годы их доля также сокращалась: четыре года назад розничные рынки и ярмарки занимали более 10% в обороте российской розницы.
Тяжелая экономическая ситуация действует прежде всего на малый бизнес, какие-то своевременные льготы и налоговые послабления для него могли бы если не переломить ситуацию, то хотя бы не усугублять, отмечает аналитик Экономической экспертной группы Александра Суслина.
«Здесь двунаправленное действие: с одной стороны, действует снижение спроса, приводя к тому, что у малого бизнеса меньше покупают, и из-за этого он вынужден поднимать цены, но это еще больше снижает спрос. Такая спираль действует и приводит к усугублению ситуации», — говорит она.
Тенденция снижения спроса, по словам Суслиной, отражает не только свершившиеся проявления кризиса, но и отсутствие ожиданий о будущих улучшениях. Это подтверждают и социологические опросы. Россияне адаптировались к негативной ситуации, свыклись с ней и перешли на «оборонительную модель потребления», заключают в Институте статистических исследований НИУ ВШЭ. Более половины граждан негативно оценивают изменения в экономике за последний год, 30% ожидают изменений к худшему, сообщали там в начале октября.
В результате розничная торговля растет лишь в одном из каждых семи регионов России, а объемы строительства сокращаются почти в двух третях регионов, говорится в последнем бюллетене Высшей школы экономики. «Следовательно, «пространственная» слабость внутреннего потребительского и инвестиционного спроса не преодолена, что при неблагоприятных обстоятельствах чревато новым витком спада», — указывают экономисты.
Правда, в промышленности и оптовой торговле ясно обозначился рост, а в секторе платных услуг ситуация заметно улучшилась в том смысле, что в августе спад затронул 54% регионов против 68% месяцем ранее. Но устойчивой эту положительную тенденцию экономисты называть не готовы. «Внутренний спрос остается слабым местом российской экономики», — констатируют они.