Московские отели впервые с 2013 года смогли выполнить годовой бюджет. За прошлый год гостиницы приняли максимальное количество постояльцев за последние десять лет. При этом основную прибыль смогли собрать либо люксовые отели, которые сильно повысили цены, либо хостелы. Гостиницам средней ценовой категории, чтобы сохранить заполняемость, пришлось пойти на демпинг, что привело к снижению доходов.
Гостиницы Москвы показали лучшие результаты за десять лет. Согласно исследованию Cushman & Wakefield, среднерыночный уровень загрузки для московских гостиниц составил в 2016 году 69,6% (+5,9% к результатам 2015 года), что стало самым высоким показателем с 2006 года, когда отели были загружены на 72,4%. Объем рынка качественного предложения вырос всего на 2,8% (471 номер «нетто»), это позволило московским гостиницам улучшить операционные показатели на фоне восстановившегося спроса на размещение.
«Для многих отелей 2016 год стал первым после 2013 года периодом, когда годовой бюджет оказался выполнен и даже перевыполнен», — отмечается в исследовании.
Средняя цена на номер, по данным Cushman&Wakefield, достигла 6428,8 руб. (+6,5% к результатам 2015 года). Показатель доходности на доступный номер (RevPAR) вышел на уровень 4476,4 руб., что на 12,8% выше результата предыдущего года.
По мнению экспертов, такой рост загруженности был вызван развитием внутреннего туризма. Основным фактором воздействия на гостиничный рынок Москвы в 2016 году стал рост туристического трафика. По предварительным данным, к концу года число туристов только в Москве составит порядка 17,5 млн человек, доля туристического потребления в ВРП столицы превысит 4% и может достичь 470 млрд руб., отметил Станислав Ивашкевич, заместитель директора по развитию, индустрии гостеприимства, CBRE.
Подавляющую часть туристов (порядка 70–75%) cоставили россияне, однако прирост потока иностранных туристов сейчас также реально ощутим. По словам Ивашкевича, он происходит в первую очередь за счет азиатского рынка в целом и китайских туристов в частности.
Люкс принес больше прибыли
Лучше всего дела шли у дорогих гостиниц.
В сегменте люкс средняя прибыль с номера выросла на 19%, а в сегменте «выше среднего» — на 14,4%.
При этом, как отмечается в исследовании, в люксовых гостиницах рост данного показателя обеспечивался за счет увеличения средней цены на номер (по итогам года — 13624,5 руб. при загрузке в 64,7%), а в сегменте «выше среднего» (Upscale) — в основном за счет увеличения загрузки (по итогам года средняя цена на номер составила 5745,3 руб., а загрузка — 72%). Гостиницы сегмента «5 звезд» (Upper-Upscale) приняли на 7,5% больше постояльцев по сравнению с прошлым годом (средняя загрузка — 76,1%).
Средние цены пятизвездочных отелей поднялись на 4,8%, до 8218,8 руб. за ночь.
«Наиболее ярко позитивная динамика средней стоимости номера проявилась в сегменте качественных дорогих отелей, где наиболее значительный рост ADR до отметки в 20–22 тыс. руб. был зафиксирован в группе лидеров этого сегмента. К примеру, такие премиальные отели, как Hyatt, Baltschug Kempinski, Four Seasons. В то же время большинство отелей люксового сегмента проявляют осторожность и не увеличивают ADR, сохраняя его на уровне 12–15 тыс. руб.», — отмечает Ивашкевич.
Наиболее востребованы оказались гостиницы средней ценовой категории. Средний уровень загрузки вырос на 9,2% по сравнению с прошлым годом и составил 78,2% (+9,2% по сравнению с 2015 годом), при этом средняя цена на номер в этом сегменте практически не изменилась и составила 4645,6 руб. (это на 0,4% больше по сравнению с 2015 годом).
Хостелы отъели доход
Гостиницы эконом-класса также сохранили высокий уровень загрузки: 71%, на 0,4% выше, чем годом ранее, но в доходах потеряли. Средняя прибыль с номера упала на 4,6% по сравнению с 2015 годом.
«Данная тенденция произошла вследствие титанических усилий гостиниц по удержанию загрузки, в связи с чем пришлось пожертвовать тарифами (среднегодовой уровень ADR в 2016 году — 3147,1 руб., на 5,0% ниже, чем в 2015 году)», — поясняют аналитики Cushman&Wakefield.
В то же время у хостелов, которые предлагают еще более доступные цены, дела шли довольно хорошо.
«Была очень хорошая осень, декабрь слабоват, а новогодние праздники для нас прошли отлично. В целом 2016 год дал +12% выручки к 2015 году», — рассказывает Евгений Насонов, член правления «Лиги хостелов».
По его мнению, гостиницы эконом-класса теряют в доходах, потому что проигрывают конкуренцию хостелам.
«Начиная с 2014 года изменилось отношение российских клиентов. Если раньше многие не видели для себя возможным жить в общих номерах, то теперь это уже стало допустимым. Эконом-класс просаживается, потому что мы у них клиентов отъедаем», — отмечает Насонов.
В этом году на фоне роста заполняемости эксперты ожидают повышения цен. «Если говорить о прогнозах на 2017 год, мы ожидаем, что рост цен на размещение продолжится, возможно, с превышением к прогнозируемому ЦБ РФ среднегодовому уровню инфляции (целевая инфляция в 2017 году составит 4%. — «Газета.Ru»), это вернет гостиницы в зону роста доходов», — комментирует Марина Усенко, партнер в департаменте гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield Russia.