Сальдо внешней торговли за девять месяцев уменьшилось в 3,5 раза по сравнению с показателем 2015 года. Дело в том, что экспорт сокращается, а импорт восстанавливается. Тем не менее в ближайшие три года правительство продолжит снижать средневзвешенную ставку импортного тарифа и открывать российский рынок.
По данным ЦБ, сальдо внешней торговли в августе сократилось до $4,926 млрд. Это самый низкий показатель с апреля 2009 года. Положительное сальдо текущего счета платежного баланса в январе – сентябре, по предварительным оценкам, составило $15,6 млрд, что в 3,5 раза меньше показателя 2015 года.
Президент России Владимир Путин выступил против протекционизма в мировой торговле, к которому стали все чаще прибегать разные страны.
«Вызывает сожаление, что некоторые страны пытаются решить накопившиеся проблемы посредством протекционистских мер, попыток создания таких закрытых и непрозрачных проектов, как Транстихоокеанское партнерство или Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство», — сказал он в интервью РИА «Новости» и индийскому информагентству IANS в преддверии саммита БРИКС, который пройдет в Гоа 15–16 октября.
По словам Владимира Путина, Россия и другие страны БРИКС продолжают поддерживать принцип «открытых экономических пространств, носящих недискриминационный характер и опирающихся на принципы ВТО».
Эта позиция нашла отражение в опубликованном Минэкономразвития проекте основных направлений таможенно-тарифной политики на 2017–2019 годы.
Согласно документу Россия продолжит снижать тарифную защиту своего рынка.
Средневзвешенная ставка импортного тарифа для импорта из стран дальнего зарубежья составит в 2019 году 4,9%. В 2014 году она была на треть выше — 7,3%.
Анализ средневзвешенных ставок в разных отраслях промышленности показывает, что наиболее высокий уровень тарифной защиты сохранится в ближайшие годы для изделий из кожи и пушнины (12,5%), драгоценных металлов и камней (9,5–11,7%), изделий легкой промышленности (7,5–7,9%), металлургической продукции (3,8–4,7%) и минеральных продуктов (4,5%).
«При этом ежегодное снижение по основным позициям составит до 1 процентного пункта», — говорится в документе.
Снижать тарифы на импорт Россия будет в рамках обязательств, взятых при вступлении во Всемирную торговую организацию. Только в текущем году предусмотрено снижение импортного тарифа для 1771 товарной позиции: 429 в отношении продовольственной и 1342 в отношении промышленной продукции.
Глава МЭР Алексей Улюкаев, выступая на форуме «Россия зовет!», заявил, что «мы полностью находимся в тренде наших обязательств перед Всемирной торговой организацией, снижая нашу таможенную защиту».
«Потому что мы понимаем, что сейчас мировая торговля — это торговля глобальных цепочек добавленной стоимости. И нужно защищать цепочки, а не ту или иную фабрику», — уверен министр.
При этом он же отметил, что сейчас наблюдается кризис в мировой торговле, который выражается в том, что темпы ее роста сегодня в два раза ниже темпов роста мировой экономики в целом — 1,7 против 3 с лишним процентов. По замыслу Улюкаева, Россия должна стимулировать и увеличивать несырьевой экспорт, который может начать расти темпами в 6–7% в 2019 году. Росту экспорта должен способствовать и слабый рубль.
Но пока статистика свидетельствует, что импорт растет, а экспорт падает. Причем, вероятнее всего, если бы не российские ответные санкции, то импорт вырос бы еще значительнее.
Де-факто сейчас санкции — это единственный, не считая дешевого рубля, инструмент, который способствует защите российского рынка от импорта.
Причина ухудшения статистики в том, что объем экспорта сокращается, а импорт восстанавливается. ЦБ на днях представил порцию свежей статистики по внешнему сектору. Согласно последней оценке, опубликованной 12 октября, внешняя торговля по итогам августа осталась на уровне прошлого года. При этом объем экспорта продолжил сокращаться и составил $23,301 млрд, что на 7,2% ниже уровня августа 2015 года. Импорт же, напротив, вырос на 13% и достиг $18,375 млрд.
Сальдо торгового баланса, таким образом, составило $4,926 млрд. Последний раз размер положительного сальдо меньше $5 млрд был зафиксирован в феврале и апреле кризисного 2009 года ($4,209 млрд и $4,690 млрд соответственно).
Рост импорта и спад экспорта оказывают негативное влияние и на сальдо платежного баланса. Положительное сальдо текущего счета платежного баланса России в январе – сентябре 2016 года, по предварительной оценке Банка России, составило $15,6 млрд. Показатель за аналогичный период 2015 года составил $54,4 млрд.
«Текущий счет платежного баланса России по-прежнему находился под влиянием более заметного сокращения экспорта товаров по сравнению с импортом, при этом в третьем квартале с.г. указанная неравномерность динамики несколько сгладилась в условиях восстановления цен на сырьевых рынках на фоне восходящего тренда в динамике товарного импорта», — говорится в комментарии ЦБ.
Положительную роль в формировании профицита счета текущих операций сыграло также существенное сжатие отрицательного сальдо услуг. Чистый вывоз капитала частным сектором в январе – сентябре 2016 года, по предварительной оценке, составил $9,6 млрд против $48,1 млрд годом ранее.
При этом на фоне сбалансированных потоков банковского сектора, по-прежнему направленных на погашение внешних обязательств за счет имеющихся иностранных активов, у прочих секторов отток сформировался главным образом за счет активизации приобретения финансовых активов за рубежом, поясняют в ЦБ.
Аналитики Sberbank CIB отмечают, что необходимость погашать внешний долг в 2015 году в условиях плавающего обменного курса (т.е. в отсутствие интервенций со стороны ЦБ) привела к увеличению положительного сальдо счета текущих операций на фоне ослабления рубля и сокращения импорта.
«В этом году компаниям и банкам удалось практически полностью рефинансировать свой долг, и привлекательность российских активов в глазах инвесторов, похоже, возросла. Как следствие, чистый отток капитала уменьшился. На этом фоне профицит счета текущих операций уменьшился. Мы полагаем, что положительное сальдо счета текущих операций за весь год составит примерно $20 млрд либо меньше», — считают в Sberbank CIB.
Эта ситуация указывает на то, что риски ослабления рубля возросли и что на данный момент российскую валюту поддерживает оптимизм инвесторов, подчеркивают аналитики.
Однако экономика не растет, а прямые иностранные инвестиции остаются на чрезвычайно низком уровне — лишь $8,3 млрд за январь – сентябрь. Фундаментальные индикаторы России едва ли можно назвать сильными. Инвесторов привлекают высокие процентные ставки и устойчивая бюджетная политика.
«Однако сокращение профицита счета текущих операций указывает на то, что экономика генерирует меньше иностранной валюты. В какой-то момент инвесторы истолкуют это как сигнал тревоги. При таком развитии событий уменьшение притока капитала будет способствовать дальнейшему ослаблению рубля и увеличению профицита счета текущих операций», — резюмируют аналитики.