В условиях тяжелейшего экономико-политического кризиса Венесуэле приходится рассчитывать только на помощь со стороны. На выручку, несмотря на сопутствующие экономические риски, готова прийти «Роснефть», которая заключила с Венесуэлой ряд соглашений на общую сумму около $20 млрд. Впрочем, российская компания действует в собственных интересах, расширяя ресурсную базу и развивая трейдинг.
«Роснефть» и венесуэльская PDVSA подписали ряд соглашений по совместным проектам. Как сообщает российская компания в пятницу, в ходе визита главы «Роснефти» Игоря Сечина в Венесуэлу был, в частности, подписан договор о проведении технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта разработки и эксплуатации газовых блоков Патао, Мехильонес и Рио Карибе на венесуэльском шельфе. Ожидается, что месторождения в совокупности смогут давать 9 млрд кубометров газа в год.
«Значительный ресурсный потенциал шельфовых месторождений и их выгодное географическое положение позволят компаниям эффективно монетизировать углеводороды путем поставок СПГ, в том числе на премиальные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, которые на данный момент стороны рассматривают в качестве приоритетного направления маркетинга продукции», — отметил Сечин.
Также были подписаны ключевые условия контрактов по встречным поставкам нефти и нефтепродуктов, взаимные поставки должны начаться уже в 2016 году. Объемы не раскрываются. Как отмечает российская компания в своем релизе, это позволит «Роснефти» усилить свое присутствие на мировых рынках и получить дополнительный заработок от трейдинговых операций. PDVSA же сможет получить необходимые объемы нефти и/или нефтепродуктов, кроме того, для нее откроется дополнительный канал реализации собственных углеводородов на международных рынках.
Алексей Кокин из банка «Уралсиб» говорит, что «Роснефть» хочет активнее участвовать в трейдинге, так как это позволяет играть на разницах в нефтяных ценах в зависимости от региона. Этому и будут способствовать своповые сделки с Венесуэлой.
Не осталась в стороне и энергетика. «Роснефть», PDVSA и компания «Интер РАО-Экспорт» обсудили возможность строительства электрогенерирующих мощностей, работающих на нефтяном коксе, газе, угле, а также использования гидропотенциала. Это позволит заменить действующие дизельные электростанции и реализовать высвободившийся объем нефтепродуктов на рынке. Также обсуждалась возможность перевода дизельных станций на природный газ и попутный нефтяной газ.
Министр энергетики Венесуэлы Эулохио дель Пино заявил, что заключенные соглашения означают привлечение в Венесуэлу инвестиций в размере $20 млрд.
В «Роснефти» отказались уточнить, чьи это будут деньги и на какой срок запланированы инвестиции. Алексей Кокин полагает, что будет привлечено проектное финансирование. «Несмотря на то что у «Роснефти» отнюдь не критичный уровень чистого долга (около $24 млрд на конец первого квартала), который она может обслуживать за счет своего свободного денежного потока (около 80 млрд руб. на тот же срок), новые кредиты она вряд ли будет привлекать», — считает аналитик.
Новые договоренности заключаются на фоне тяжелейшего экономического и политического кризиса в Венесуэле. В стране не хватает даже хлеба — десятки тысяч венесуэльцев переходят границу с Колумбией только для того, чтобы закупить продукты в соседнем государстве.
Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует, что по итогам 2016 года уровень инфляции в Венесуэле превысит рекордные 700%, а экономика государства рухнет на 10%. И это будут худшие результаты в мире.
А в следующем году, по оценкам того же МВФ, инфляция в Венесуэле может превысить 1600%.
Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик предупреждает, что в текущей ситуации инвестиции в венесуэльские проекты связаны с рисками, вызванными финансово-экономической нестабильностью.
«Может поменяться режим экономического регулирования, инвестиционный климат, — поясняет эксперт. — В настоящее время риски особенно сильны из-за низких цен на нефть». Впрочем, указывает Лисоволик, речь идет о долгосрочных инвестициях, а текущие риски являются средне- и краткосрочными. Тем более что речь идет о расширении ресурсной базы «Роснефти» — в этом случае, по словам экономиста, риски вполне оправданны. Игорь Сечин ранее неоднократно указывал на то, что Венесуэла обладает крупнейшими геологическими запасами нефти в мире. «Роснефть» уже работает в этой стране по пяти проектам разведки и добычи нефти, и только их геологические запасы оцениваются более чем в 20,5 млрд тонн.
Общие запасы Венесуэлы, по разным оценкам, могут составлять от 70 до более чем 170 млрд тонн нефти. Для сравнения, в России, по данным Минприроды, запасы составляют 29 млрд тонн.
Впрочем, в случае с Россией речь идет не о геологических, а о разведанных запасах. По некоторым оценкам, именно РФ является мировым лидером по запасам нефти — остается их только разведать.
И если для «Роснефти» венесуэльские проекты связаны с определенными рисками, то сама Венесуэла, безусловно, остается в выигрыше. «В условиях, когда внутренние возможности для экономического роста исчерпаны, приток иностранных инвестиций станет мощным стимулом для него», — считает Ярослав Лисоволик.