Полина Никольская
МОСКВА (Рейтер) — Россия получит в бюджет дополнительно до 1,6 триллиона рублей в течение шести лет от налогового маневра в нефтяной отрасли, заключающегося в обнулении экспортной пошлины и повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которое будет компенсировано льготами для нефтепереработки, обещают чиновники.
Правительство РФ в четверг одобрило завершение налогового маневра, которое принесет в казну 1,3-1,6 триллиона рублей за шесть лет, сказал вице-премьер Дмитрий Козак по итогам заседания кабинета министров
Но проведённые Рейтер расчёты показывают, что бюджет может не выиграть, а, напротив, потерять [L8N1TL6AW].
Законопроект предусматривает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, одновременное повышение НДПИ в период 2019-2024 годов, а также введение отрицательного акциза на нефть для сохранения существующей поддержки нефтепереработчиков, который будет постепенно повышаться с 2019 по 2024 год.
Козак сказал, что на заключительном этапе подготовки законопроекта в документ были внесены дополнения.
В настоящее время экспортная пошлина на автобензин и дизтопливо не может быть выше 30 процентов от нефтяной.
Субсидия в виде отрицательного акциза на нефть, который смогут получать НПЗ, выпускающие и поставляющие на рынок РФ автобензин Евро-5 в объеме более 10 процентов от переработки, будет дополнена коэффициентом в размере до 1,6, компенсирующим НПЗ логистические издержки при экспорте в зависимости от удаленности производителей от рынков сбыта.
Также, по словам Козака, в законопроекте предусмотрено сохранение текущей шкалы акцизов на нефтепродукты, установленной в действующей редакции Налогового кодекса РФ на период 2019-2020 год.
В 2019 году акциз на автобензин составит 12.314 рублей за тонну, на дизельное топливо — 8.541 рубль за тонну.
«Для того, чтобы демпфировать влияние этого маневра на внутренний рынок нефтепродуктов, предусмотрено предоставление отрицательного акциза тем компаниям, которые осуществляют модернизацию нефтеперерабытывающих производств, которые возьмут на себя обязательства, кто не успел в предыдущий период завершить модернизацию, в течение 3 лет модернизировать производства», — сказал Козак.
Кроме того, льготы по нефтепереработке получат компании, попавшие под западные санкции, добавил он.
Под санкции, ограничивающие привлечение капитала с западных рынков, среди нефтяных компаний подпали Роснефть (MCX:ROSN) и Газпромнефть (MCX:SIBN), на них же распространены технологические ограничения, которые также действуют против Лукойла (MCX:LKOH) и Сургутнефтегаза (MCX:SNGS).
КОМПЕНСАЦИЯ
Налоговый маневр также предусматривает механизм плавающего акциза для нефтеперерабатывающих заводов, применение которого будет зависеть от цены на нефть и курса рубля.
«Он может либо применяться, либо не применяться, в зависимости от цен, конъюнктуры на мировых рынках, в зависимости от экспортной альтернативы. И предусматривается, что он может быть как положительным, так и отрицательным», — сказал министр энергетики РФ Александр Новак на пресс-конференции.
Дополнительный демпфирующий (плавающий) акциз будет стабилизировать ситуацию с переработкой и будет предоставляется исключительно за счёт тех нефтегазовых доходов, которые зачисляются в резервы правительства РФ, говорят чиновники.
Если мировые цены на нефть в течение квартала растут более чем на 20 процентов и отрицательный демпфирующий акциз не помогает, власти РФ могут ввести временные экспортные пошлины на нефтепродукты и на нефть.
«Предусмотрена возможность правительства введения на временной основе, в случае форс-мажорных обстоятельств, чтобы не допустить галопирующий рост цен на моторное топливо, вводить экспортные пошлины на нефтепродукты и на нефть», — сказал Козак.
Правительство получило возможность вводить временные повышенные экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты в размере до 90 процентов от нефтяной.
В рамках налогового маневра также будет учтено логистическое отставание НПЗ, которое зависит от географии его расположения.
«Для того чтобы выровнять, приблизить экономические условия отдалённых нефтеперерабатывающих заводов от рынков сбыта по сравнению с теми, кто находится вблизи рынков сбыта и возле портов», — сказал Новак.
Глава и совладелец Лукойла сказал, что нефтяная отрасль одобрила налоговый маневр в текущем виде.
«Вариант этот, он, в принципе, воспринят рынком, он акцептован. Мы считаем, что в этом варианте, потери отрасли будут минимальны по отношению к остальным вариантам, которые рассматривались на протяжении последних лет», — сказал он на пресс-конференции.
Но компенсационный режим в виде плавающего акциза необходим нефтяникам, сказал первый вице-президент Лукойла Александр Матыцын.
«Это будет механизм, который позволит автоматически включать те компенсационные меры, которые будут необходимы в случае изменения рыночной конъюнктуры — как изменения цен на нефть, так и курса рубля», — сказал он.
(С участием Оксаны Кобзевой. Текст Максима Назарова и Оксаны Кобзевой. Редактор Максим Родионов)
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1466339494851-0’;