Главными арендаторами торговых площадей в 2016 году стали алкомаркеты и продуктовые дискаунтеры. Покупательная способность за пределами Москвы сократилась настолько, что многие торговые сети приняли решение свернуть работу, а некоторые даже заявили о банкротстве. Торговые площади, введенные в эксплуатацию в регионах, составили лишь треть от запланированного объема. Денег у населения хватает только на дешевую одежду, фастфуд и алкоголь, поясняют эксперты.
Розничная торговля сокращается, и особенно это заметно в российских регионах. По данным компании CBRE, за этот год было введено в эксплуатацию только 30% ожидаемых торговых площадей.
«За 1 полугодие 2016 года в региональных городах (за исключением Санкт-Петербурга) были введены 8 торговых центров общей арендопригодной площадью 266 тыс. кв. м. Доля введенных за период объектов составляет 32% от общего ожидаемого годового объема», — говорится в отчете компании. При удачном развитии событий до конца года удастся достроить не более 70% от ранее анонсированного объема, отмечают аналитики.
Схожего мнения придерживаются и другие участники рынка.
«До конца 2016 года в России заявлено к вводу около 1,6 млн кв. м качественных торговых площадей, однако, по нашим оценкам, около 30-40% из них могут быть перенесены на более поздний срок», — говорит партнер Colliers International в России Анна Никандрова.
При этом речь идет о достройке объектов, начатых еще в 2014 году.
«Уже два года мы не видим новых объектов в регионах.
Объемы строительства упали, сейчас лишь около 30% городов продолжают строительство по старым объектам», — говорит старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield Татьяна Дигина.
«Действительно, в этом году ожидается один из наименьших объемов ввода площадей в региональных ТЦ за последние 8 лет. Меньше было введено лишь в прошлом году. В 2015 году, с развитием кризисной ситуации, в регионах проекты начали приостанавливаться и переносить свои сроки открытия. Так, по итогам прошлого года, на рынок вышло 45% от заявленного объема торговых площадей, по итогам 2016 года мы ожидаем примерно такой же результат – из заявленных к открытию 2 млн кв. м мы увидим лишь 1,1 млн», — говорит директор по маркетингу компании «Магазин Магазинов» Анна Деткова.
Разумная экономия
Снижение объемов строительства связано с падением интереса ритейлеров к работе в регионах. Причина проста — падение покупательской способности. Реальные доходы населения в январе-мае 2016 года снизились на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Согласно данным исследовательского холдинга «Ромир», размер среднего чека по сравнению с июнем 2015 года сократился на 55 рублей, потеряв около 10%. При этом показатель уже пять месяцев подряд остается на низком уровне: покупатели придерживаются моделей поведения, типичных для стратегии разумной экономии. В отсутствие активного спроса со стороны покупателей розничные операторы снижают темпы экспансии и внимательно анализируют потенциал новых площадок», — говорит директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Александр Обуховский.
«В целом по России наблюдается спад ритейла — это видно по замедляющейся динамике товарооборота розничной торговли, который снизился с 5,3% в период с 2010 по 2014 год до 10% в 2015 году. Связано это, вероятно, с изменением потребительского поведения: люди стали тратить более осторожно и рационально», — признает и Дмитрий Баранов, руководитель управления стратегического маркетинга «ТПС Недвижимость» (компания занимается девелопментом ТЦ в регионах).
В некоторых регионах спад розницы достигает 20%, добавляет он.
В группе непродовольственных товаров лидерами по сокращению продаж (падение на 12% и более к первому кварталу 2015 года) являются одежда и обувь, отмечается в отчете Colliers International за первое полугодие 2016 года. Например, крупнейшие сети обуви «Центробувь» и Carlo Pazolini сейчас балансируют на грани банкротства (вопрос уже решается в суде). Kira Plastinina сокращает количество магазинов вдвое и передает часть из них под франшизу.
«Безусловно, кризис внес свои коррективы — все сети фэшн-ритейла как минимум затормозили свое развитие и гораздо более тщательно отбирают новые проекты», — говорит директор департамента консалтинга NAI Becar Анна Данченок.
Схожая картина практически во всех сегментах. DIY-гипермаркеты, продающие материалы для ремонта: «Домоцентр» свернул работу в Сибири, магазин стройматериалов «Метрика» закрыл в Санкт-Петербурге три гипермаркета. Товары для новорожденных: сеть Mamas & Papas заявила об уходе из Северо-западного региона, теперь компания сконцентрируется на Москве. Сеть товаров для дома «Уютера» недавно заявила о банкротстве.
Пострадали даже дискаунтеры. Красноярская сеть «Светофор», специализирующаяся на продаже хозтоваров по сниженным ценам, закрывает ряд торговых точек в Красноярском крае и его столице. Любопытно, что ранее «Светофор» планировал открыть к 2017 году 500 новых торговых точек. Затронул кризис и торговые киоски, которые располагаются в ТЦ.
На смену дорогим украшениям, впечатлениям в подарок, элитному шоколаду пришли доступные кондитерские изделия, электронные сигареты и ремонт мобильных телефонов, рассказал старший исполнительный директор Retail Profile Russia Роберт Кортни.
Алкомаркеты растут рекордными темпами
Нашлись и те, для кого кризис открыл новые возможности. В первую очередь, это продавцы алкоголя.
«Освободившиеся площади, прежде всего, занимают магазины алкоголя и винные бары, которые последние два года показывают небывалый рост», — говорит Дигина.
По итогам 2015 года лучшие показатели у алкомаркетов, согласно исследованию агентства Infoline. На первом месте по увеличению оборотов оказалась компания «Бристоль», чьи продажи возросли на 109%, сети «Красное & белое» удалось поднять этот показатель на 75,5%. При этом средний темп роста ритейла в России составил 13,6%. Более свежих данных пока нет, но, как заметила Дигина, и в этом году алкомаркеты продолжают активно открывать новые точки.
«Если раньше мы с трудом могли найти новости о «Бристоле», то сейчас счет идет на десятки новых магазинов», — говорит она.
Это при том, что, по официальным данным, количество употребления алкоголя в России продолжает снижаться. По оценке Росстата, в 2015 году в стране было продано алкоголя на 9% (в расчете на одного человека) меньше, чем в 2009 году. Количество смертей, вызванных употреблением алкогольной продукции, снизилось на 25%. Сопоставимо снизилось количество людей, которые впервые встали на учет в учреждения, занимающиеся лечением и профилактикой алкоголизма.
В выигрыше оказались и те, кто занимается продажей товаров первой необходимости по сниженным ценам. Например, продуктовые ритейлеры. Но и тут происходит ротация, связанная с ценовой политикой. В Екатеринбурге сеть универсамов премиум-класса «Звездный» закрывает 13 магазинов, а освободившиеся площади займет компания X5 Retail Group, работающая в более доступном сегменте. Помимо этого, уверено развиваются продавцы фастфуда и недорогой одежды. Так, компания Юм! BrandsInc, управляющая в том числе сетью KFC, заявила о готовности открыть в этом году сто точек.
Место дорогих бутиков занимают магазины с демократичной одеждой.
«Наиболее активное развитие на российском рынке демонстрируют сети, работающие преимущественно в сегменте «средний минус». Помимо продуктовых дискаунтеров, свои планы по дальнейшей экспансии анонсировали такие fashion-операторы, как Sela (открытие 50 магазинов до конца года), Familia (удвоение сети до конца 2018 года), а также Gloria Jeans, Baon, Zenden и другие», — поясняет Никандрова.