Основными покупателями российских еврооблигаций стали иностранные инвесторы, сообщили Минфин и организаторы сделки. Российские структуры купили только около трети выпуска. Аналитики считают возвращение в целом успешным, но отмечают, что теперь главный вопрос — смогут ли зарубежные инвесторы торговать российскими евробондами.
Министр финансов России Антон Силуанов сообщил, что Россия разместила десятилетние еврооблигации на сумму $1,75 млрд под 4,75% годовых. «Общий объем книги заявок составил около $7 млрд. Более 70% размещения пришлось на иностранных инвесторов», — заявил глава финансового ведомства.
По его словам, из $1,75 млрд около $1,2 млрд купили иностранные участники, около $550 млн — российские банки. Причем среди них организаторы размещения отобрали только негосударственные банки. «Это сделано намеренно, чтобы приняли участие чисто коммерческие банки, которые могли бы дальше работать с этими бумагами», — заявил министр.
«Хочу сказать, что интерес к российским бумагам очень высокий, и те участники, которые купили и выразили желание приобрести наши облигации, не сомневаюсь, получат хорошую доходность», — сказал Антон Силуанов.
По мнению главы Минфина, «в нынешних условиях» 4,75% годовых — «это вполне приемлемая доходность».
Тот факт, что были размещены облигации только на $1,75 млрд из $3 млрд, не является свидетельством проблем с выходом на рынок. Антон Силуанов говорит, что у России нет проблем с валютой и «нам валютные ресурсы не нужны», а размещение было необходимо, «чтобы инвесторы нас не забывали».
Глава банка ВТБ, «дочкой» которого является компания – организатор размещения «ВТБ Капитал», Андрей Костин сказал, что объем размещения был согласован с Минфином, и не исключил, что «мы можем еще раз выйти на другое размещение в течение года».
Андрей Соловьев, руководитель управления рынков долгового капитала «ВТБ Капитал», позже дополнил информацию Минфина. По его данным, иностранными инвесторами было куплено около 75% выпуска. Первое место по объемам покупки заняли инвесторы из Великобритании, второе — страны континентальной Европы, затем следуют азиатские банки, потом финансовые организации из США. Он также рассказал, что интерес к выпуску проявили отечественные негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды.
Внезапность размещения (традиционных road-show и встреч с инвесторами перед этим не проводилось, дата заранее не объявлялась) Андрей Соловьев объяснил тем, что стояла задача собрать книгу заявок в очень короткие сроки, «потому что мы боялись каких-то действий со стороны некоторых институтов, которые могли на это повлиять».
«Чем дольше сделка на рынке, тем хуже. Поэтому не было никаких road-show», — цитирует представителя «ВТБ Капитала» РИА «Новости».
У этих опасений были основания. После того как Минфин разослал 25 иностранным банкам и инвесткомпаниям предложение стать организаторами выпуска еврооблигаций на $3 млрд, администрация США и власти ЕС настоятельно не рекомендовали своим финансистам иметь дело с Россией. В итоге размещением занималась структура российского госбанка ВТБ.
Андрею Костину пришлось также опровергать информацию некоторых СМИ, что объемы размещения были искусственно раздуты, а облигации покупали российские же инвесторы, но через зарубежные структуры. «Но либо у них неправильная информация — им надо проверить источники, либо они не понимают, о чем пишут», — заявил на это глава ВТБ в интервью «Россия 24».
Аналитики называют размещение в целом успешным, но вопросы к сделке остаются. Прежде всего в части выбора Национального российского депозитария в качестве компании, которая будет обслуживать данный выпуск.
«На наш взгляд, данную сделку можно признать вполне успешной для российских властей с точки зрения привлечения средств для финансирования дефицита бюджета. Однако в отношении этих бумаг по-прежнему сохраняется неопределенность в части проведения расчетов через Euroclear/Clearstream. Если такая возможность у участников рынка не появится, то подавляющая часть зарубежных игроков не сможет торговать данными еврооблигациями», — отмечает Александр Кудрин из Sberbank CIB.
Такое же опасение высказывали агентству Bloomberg представители западных инвесткомпаний. Александр Кудрин полагает, что, по всей видимости, именно это опасение вынудило британский Barclay’s распространить заявление, что новые бумаги не будут пока включены в свои облигационные индексы, что традиционно рассматривается как негативный фактор для бумаг.
Антон Силуанов подчеркивает, что Минфин продолжит переговоры с Euroclear и другими организациями, которые осуществляют расчеты. «Надеемся, что мы найдем решение», — говорит он.
В Sberbank CIB надеются, что неопределенность в части проведения расчетов исчезнет «уже в ближайшие дни».
Если облигации останутся только в Национальном расчетном депозитарии (НРД), то премия к другим выпускам российских бумаг останется более высокой и будет медленнее сокращаться. Естественно, что это будет негативным фактором для будущих размещений, которые в итоге могут пройти далеко не так успешно, как сейчас.