Бизнес-омбудсмен Борис Титов решил повысить ставки в борьбе экономических концепций – раз в несколько месяцев он обновляет свою программу. За два года, с 2015 по 2016 годы, он целых пять раз презентовал различные варианты спасения страны от экономических неурядиц.
Чтобы не быть голословным – 21 октября 2015 года это событие произошло на площадке Аналитического центра при правительстве. Однако уже весной 2016 года «лучший министр финансов» Алексей Кудрин получил президентское поручение разработать программу социально-экономического развития страны, что, вероятнее всего, вызвало у бизнес-омбудсмена плохо скрытое раздражение и вполне понятную ревность: ведь столько усилий было положено для того, чтобы привлечь внимание президента к своей программе. В результате, Титов решил обновить свою программу – в июне 2016 года она была представлена в очередной раз на площадке «Столыпинского клуба», а уже в августе этот «вариант спасения России» стал предвыборной программой Титова на парламентских выборах, где он возглавил список «Партии роста».
Партия, как известно, предвыборный барьер не взяла, а вот программу (теперь она называлась – «столыпинская стратегия» и помещена на сайт этого института) было обещано взять и представить президенту в декабре 2016-го. Презентация прошла, но незаметно, поэтому в январе-феврале 2017 года Борис Титов вновь обещал отдать на, так сказать, высокий общественный суд ещё раз обновленную версию программы-стратегии.
Впрочем, если посчитать то, что примерно такую же программу представлял советник президента по макроэкономике Сергей Глазьев на заседании Совбеза России ещё в сентябре 2015 года, то получается, что в распоряжении администрации главы государства находится уже даже не пять, а целых шесть программ.
Видимо, некоторые участники процессов решили взять не качеством, а количеством. Вот только тогда – в сентябре 2015 года — это еще не была так называемая «программа Титова». Документ был представлен как продукт интеллектуальной деятельности целого ряда специалистов в сфере экономики и смежных дисциплин.
Желание омбудсмена пять раз говорить об одном и том же понятно, но стоит ли этот документ каждый раз презентовать, как «новую программу»?
Вопрос, конечно, риторический.
Кстати, в чувствительных вопросах о, скажем, накопительной пенсии Титов, как говорится, немного «путается в показаниях», начиная ещё с 2013 года. В тот период он был, в частности, недоволен «заморозкой» накопительной пенсии и ростом задолженностей перед населением, а вот весной 2016 года омбудсмен уже выступил за минимальную пенсию: «Мы считаем, что накопительную часть пенсии надо убирать, что должна быть минимальная пенсия, гарантированная государством, а все остальное должно быть частным делом каждого человека».
Такая позиция, конечно, полностью согласуется с либеральным курсом определенной части российского истеблишмента, но явно не соответствует принципам социального государства. И вот в январе 2017 года Титов уже вновь выступает за сохранение «накопительного элемента». Интересно, что все эти «движения мысли» отражены документально и, в принципе, понятно, почему мы вынуждены иметь дело уже с пятой реинкарнацией программы.
Вполне вероятно, что на этом бизнес-омбудсмен не остановится и нас ожидает ещё несколько вариантов новых программ и неожиданных поворотов в подходах к тому, как всё-таки спасти Отечество от напастей финансово-экономического кризиса, бушующего во всем мире.
Торопиться необходимо, потому что Центр стратегического разработок (ЦСР) Алексея Кудрина будет представлять свою программу уже в мае этого года. Так что нас ожидает еще четыре месяца напряженной работы, как самого бизнес-омбудсмена, так и его команды, которая за этот отчетный период, конечно, сможет произвести еще несколько версий.
Следуя логике и следя за ходом мысли, теперь «фишкой», видимо, становится тезис об «удвоении» ВВП, который, правда, уже был озвучен ЦСР ещё несколько месяцев назад.
Впрочем, некоторые досадные совпадения с наработками из программы центра не исчерпываются одним этим тезисом.
Как известно, ЦСР выступает за структурные трансформации и институциональные преобразования. Все эти тезисы также подхвачены в новых программах Бориса Титова. То же самое касается и предложения центра, а затем и Титова, по развитию человеческого капитала – инвестициям в образование и здравоохранение. Конечно, можно было бы предположить, что все эти вещи «просто витают в воздухе», насущно необходимы, однако несколько смущает хронологическая последовательность появления одних и тех же мыслей в двух разных командах.
Замечено, что и не следовать обещаниям – для Титова тоже, как говорится, не впервой. В 2012 году, например, он обещал к 2018 году всячески способствовать созданию в стране 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Судя по срокам на сегодняшний день у нас должно быть создано не менее 16 млн высокотехнологичных рабочих мест. Стесняюсь спросить — где они?
В общем, такое количество программ гарантировано приводит лишь к тому, что интерес к ним падает.
А чтобы повысить его, бизнес-омбудсмен вынужден предлагать неожиданные и, подчас, экстравагантные решения. Например, декриминализовать проституцию. Очень надеюсь, что это была ирония и, на самом деле, Борис Титов не имел в виду ничего такого. Хотя, чем чёрт не шутит, может это и есть способ создать в дальнейшем миллионы высокотехнологичных рабочих мест.
Автор — Алексей Мухин, российский политолог, директор Центра политической информации.
Позиция автора может не совпадать с мнением редакции.