«Начнем с традиционного вопроса, самого основного — с налоговых поступлений и собираемости. За прошлый год, конечно, и за начало этого года», — предложил Владимир Путин.
<!—
—>
«В 2018 году в консолидированный бюджет поступило 21,3 трлн рублей, что на 23 процента выше соответствующего 2017 года», — сказал глава ФНС. «Почти на 30», — заметил президент. «23 в консолидированный бюджет и, совершенно верно, 30 в федеральный бюджет, — подтвердил собеседник. — То есть это пиковый год за эту пятилетку». «И фактически, если говорить по всем бюджетообразующим налогам, этот тренд продолжается и в I квартале 2019 года, — продолжил он. — Тренд — имеется в виду не 23 процента, консолидированный бюджет на сегодняшний день растет на 12,2 процента, если сравнить с I кварталом 2018 года. Если смотреть по основным налоговым бюджетообразующим доходам, то налог на прибыль — темп роста 14,1 процента, налог на доходы физических лиц — плюс 7,8 процента, это на 1,7 процента выше чем, соответственно, рост номинальной заработной платы, это примерно 6,1 процента за январь-февраль».
«По страховым взносам тоже плюс достаточно заметный — плюс 10 процентов. И НДС — он традиционно уже много лет держится, в этом смысле достаточно устойчивый тренд собираемости, — 11 процентов плюсом», — заметил докладчик.
«А НДПИ?» — уточнил Путин. — Я почему спросил — потому что мы находимся в процессе налогового маневра. НДПИ у нас сколько?» «У нас по НДПИ в I квартале 2019 года поступления 1 трлн 478 млрд. Это плюс 15,8 процента к соответствующему периоду — I кварталу 2018 года», — последовал ответ.
По налоговым доходам мы видим достаточную стабильность поступлений, подытожил Мишустин. И макропрогнозу все идет по плану.
«Еще очень важно, что на сегодняшний день у нас идет легализация экономической деятельности компаний. Фактически мы фиксируем вообще минимальное количество компаний, которые можно назвать компаниями-однодневками с фиктивными признаками. Их сегодня меньше 5 процентов из всего числа действующих компаний. Где-то 4 млн примерно у нас юридических лиц работает, и эта цифра сегодня где-то 187 тысяч. То есть можно сказать, что фактически использование компаний-однодневок в деятельности юридических лиц уходит в прошлое», — сообщил Мишустин.
«А что происходит с самозанятыми? — поинтересовался президент. — В нескольких регионах мы начали этот эксперимент: Москва, Московская область, Татарстан». «Да. И Калужская область, — добавил глава ФНС. — Эксперимент движется. У нас очень много людей, свыше 60 тысяч человек, сегодня зарегистрировались добровольно в качестве плательщиков налога на профессиональный доход». «Лидер — Москва, потом Московская область, потом Татарстан, потом Калужская область, — перечислил он. — Фактически у нас уже более 3,5 млрд рублей — это обороты тех участников этого эксперимента, которые в нем зарегистрировались, так называемая легализация идет».
<!—
—>
«Количество кассовых аппаратов увеличивается? И как люди пользуются теми льготами, которые им предоставлены при приобретении кассовых аппаратов?» — спросил Путин. Увеличивается, ответил собеседник. В среднем — с дореформенного парка в два раза. «У нас порядка более чем 2,3 млн кассовых аппаратов по стране и более чем 800 тысяч юридических лиц их установили», — уточнил он. «Могу сказать, что эта технология стала популярной», — оценил глава ФНС. «И что очень важно, многие сегодня ждут, что мы, как мы и обещали, отменим декларации, которые связаны так или иначе с ведением бизнеса, в случае если компания использует кассовый аппарат на упрощенной системе налогообложения. Такие инициативы готовятся», — рассказал он.
«Еще два слова я хотел сказать по тому, что мы делаем с крупнейшими налогоплательщиками, — продолжил докладчик. — За предыдущий год мы отраслевым принципом поставили на учет экстерриториально восемь межрегиональных налоговых инспекций, крупнейших налогоплательщиков. Это те, у кого оборот выше 35 млрд рублей. Экономика меняется. Мы создали такие межрегиональные инспекции по направлениям, в частности цифровая экономика, транснациональные компании, те иностранные компании, которые в уставной капитал российских компаний вкладывают больше 50 процентов. И что важно, принцип их администрирования — экстерриториальный. То есть компания может пользоваться личным кабинетом юридического лица и вообще не подходить к налоговым инспекциям с точки зрения каких-то услуг или вопросов».
Все более популярной становится налоговый мониторинг. На него «встали» уже 44 крупнейшие компании. «Это специальная форма взаимодействия с налоговой службой, когда мы отказываемся от выездных налоговых проверок вообще за полную открытость учетных систем крупных налогоплательщиков. То есть практически мы видим онлайн то, как работают наши крупные компании, — пояснил Мишустин. — И уже на сегодня примерно 12,5 процента налоговых доходов в федеральный бюджет эти компании уплачивают». Председатель правительства поручил расширять этот эксперимент, заметил глава ФНС.
<!—
—>
Еще Мишустин рассказал про единую систему записи актов гражданского состояния, оператором ведения которой с октября прошлого года стала Федеральная налоговая служба. «Раньше было достаточно много проблем, связанных с тем, что чтобы получить какую-то справку, необходимо было ехать даже в ЗАГС, где когда-то была внесена запись о вашем рождении. Сегодня единая облачная технология позволила фактически связать все ЗАГСы единой цепочкой, — заметил он.
— Причем их количество сократилось примерно с 6500 ЗАГСов — до начала соответствующих реформ — до 4200». «Сегодня эта технология абсолютно централизована, — заметил докладчик. — Мы фиксируем уже где-то 2 млн 700 тысяч записей актов гражданского состояния, которые с 1 октября 2018 года случились». «Если все будет в порядке, то в течение 2,5 лет произойдет ретроконверсия с 1926 года», — рассказал он. Для этого нужно будет оцифровать архивы ЗАГСов. Мишустин надеется, что это также станет хорошей основой для единого реестра населения страны.