Россия начала переговоры с целью получить поддержку для своих газопроводных проектов «Турецкий поток» и «Северный поток – 2». О своей заинтересованности уже заявила Венгрия, которой президент РФ Владимир Путин «дал слово», что она в любом случае получит необходимое сырье. По мнению политологов, следующими Россия попытается склонить на свою сторону Чехию и Словакию. Однако принципиальные противники СП-2 Польша и страны Балтии вряд ли изменят свою позицию, поэтому РФ и Еврокомиссии придется искать компромисс.
Венгрия выразила заинтересованность в получении российского газа как через трубу «Турецкий поток», так и через «Северный поток – 2». Об этом заявил венгерский лидер Виктор Орбан в ходе совместной пресс-конференции по итогам встречи с президентом России Владимиром Путиным.
«Турецкий поток» нас интересует, мы в нем с удовольствием примем участие; если будет такая возможность, мы ей воспользуемся, — заявил Орбан. — И газоснабжение с северного направления тоже в наших интересах, если из других источников мы не получим газ».
Венгерский президент также отметил, что изначально в интересах Венгрии был проект «Южный поток» (от него Россия отказалась в 2014 году из-за претензий Еврокомиссии). Но, по словам Орбана, это не в компетенции венгров.
«Нам важно, чтобы российское сырье в любом случае попало на территорию Венгрии, — сказал Орбан. — Между нами есть договоренность, президент России дал слово, что Венгрия, что бы ни было, получит необходимое сырье, нефть и газ».
Владимир Путин говорил о том, что Венгрия может получать российский газ как по ТП, так и по СП-2. Но при этом не исключил и вероятности того, что возможны и другие варианты, так как у России «нет целей политического характера» в отношении поставок через украинскую территорию.
«Если это будет экономически целесообразно, если это будет надежно, то мы не исключаем и продолжение какого-то объема транзита через Украину», — подчеркнул Путин.
«Турецкий поток» — газопровод, который должен пройти через Черное море из России до Турции (одна ветка мощностью в 15,75 млрд кубов) и далее в ЕС (вторая ветка аналогичной мощности). «Северный поток – 2» – труба-близнец уже действующего «Северного потока», мощность которой должна составить 55 млрд кубов. СП-2 пройдет по дну Балтийского моря до побережья Германии.
Оба газопровода предназначены в первую очередь для того, чтобы исключить Украину из цепочки поставок российского газа в Европу. Ранее Москва неоднократно заявляла, что не намерена продлевать российско-украинский транзитный контракт, который истекает с началом 2020 года. Впрочем, также звучали и заявления о том, что соглашение может быть пролонгировано в случае, если Киев предложит выгодные условия.
У обоих газопроводных проектов есть нюансы. Так, мощность «Турецкого потока» изначально должна была составлять 63 млрд кубометров (как у сорвавшегося «Южного потока»), но после долгих переговоров стороны сошлись на двух ветках, вместо четырех. Причем вторая ветка ТП будет строиться только в случае гарантированной заинтересованности европейских потребителей. Для этого Россия и пытается заручиться поддержкой стран ЕС.
С СП-2 дело обстоит гораздо сложнее, против проекта выступают сразу ряд стран Евросоюза, а также Украина, которая не хочет терять транзитные доходы. Бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк ранее говорил, что запуск второго «Северного потока» лишит Киев около $2 млрд в год.
Противники СП-2 в марте прошлого года направили в Еврокомиссию письмо с требованием запретить проект. Причем послание подписал в том числе премьер-министр Венгрии.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин говорит, что у Виктора Орбана в ЕС репутация enfant terrible и Еврокомиссия недовольна многими действиями венгерского президента.
В то же время, по словам политолога, Орбан способен вполне успешно маневрировать между ЕС и Россией, как, например, это было в 2014 году. Тогда разгорелся скандал из-за реверсных поставок российского газа на Украину, большая часть которых шла из Словакии и Венгрии. На тот момент это являлось нарушением контракта, что вызывало сильное недовольство «Газпрома».
«Венгрия тогда с доводами России согласилась, но реверс не прекратила, – напоминает Макаркин. – Так что тот факт, что Венгрия выразила свою заинтересованность, еще не означает, что она на деле будет поддерживать позицию России».
Политолог полагает, что теперь РФ постарается склонить на свою сторону Словакию и Чехию, чтобы обеспечить поддержку своих газопроводных проектов (в первую очередь СП-2). «Но с Польшей и странами Балтии (также выступали против СП-2. — «Газета.Ru») договориться вряд ли удастся, а значит, они будут продолжать противодействовать реализации проекта, – предупреждает Макаркин. – Поэтому, вероятнее всего, Еврокомиссии придется искать компромисс».
Наиболее очевидным решением в данном случае является частичное сохранение украинского транзита либо при наращивании мощности «Турецкого потока», либо, напротив, при сокращении мощности СП-2.
Совокупная мощность российских газотранспортных проектов в нынешнем их виде может составить 86,5 млрд кубометров. Прошлогодний транзит через территорию Украины составил 82,2 млрд кубов. То есть ввод в строй и ТП и СП-2 может полностью «осушить» украинскую трубу.