Investing.com – Правительство России предлагает повысить с 1 января 2019 года базовую ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Предполагается, что это даст бюджету более 600 млрд руб. дополнительных доходов в год на выполнение «майских указов» президента Владимира Путина.
Премьер-министр Дмитрий Медведев в своем выступлении связал это решение с повышением пенсионного возраста и заявил, что «свою часть экономической нагрузки за повышение уровня жизни пенсионеров должен нести бизнес», цитирует чиновника Reuters.
Новая ставка будет установлена не для всех товаров: льготы по НДС на основные социально значимые товары и услуги и нулевые ставки на внутренние межрегиональные авиационные перевозки будут сохранены.
По оценкам ЦБ и Минфина, такое повышение ставки НДС может вызвать рост инфляции на 1,5-2 процентных пункта, то есть в 2019 году она может ускориться до 4,0-4,5%, что выше целевого уровня, установленного ЦБ (4% годовых).
Компенсировать негативный эффект от повышения НДС Минфин хочет за счет отмены налога на движимое имущество, фиксации ставки страховых взносов на уровне 30% и ускорения возмещения НДС экспортерам.
Решение правительства негативно отразится не только на потребителях, но и на экономике – вопрос в том, насколько это окажется заметным. «Повышение НДС в данной ситуации полностью перекладывается на потребителя, но, пока товар к нему не пришел, у производителя все равно будут дополнительные издержки. У производителей не настолько хорошая ситуация, чтобы они могли на себя взять издержки хотя бы частично. Может быть, не сразу, но за это все равно станет платить потребитель. У многих компаний сильно сжалась маржа, и в некоторых секторах им проще свернуть бизнес, чем брать на себя новые издержки. Однако, когда инфляция начинает ускоряться, перекладывать новые расходы на потребителя легче. Сейчас она будет постепенно расти, это можно сделать незаметно», – считает главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова.
«Это решение может дать вклад в инфляцию в 1,5%. Оно принесет умеренно негативный эффект для потребительского спроса, ритейловые компании ограничены в возможностях повышать цены, мы и так несколько лет жили в ситуации со снижающимися реальными доходами. Для ритейла это не очень хорошо, остается надеяться, что эффект будет временным, – считает начальник департамента финансового анализа и экономических исследований банка «Альба Альянс» Ольга Беленькая. – И, конечно, не стоит исключать некоторое давление на маржу производителей. Насколько значимым окажется этот эффект, зависит от отрасли».
Реакция рынка на инициативу правительства, несмотря на то, что она явно создаст дополнительное давление на экономику, маловероятна. «Академический ответ: дополнительная бюджетная нагрузка будет поделена между потребителем и производителем. На кого сколько придется – зависит уже от индустрии. Но чистые прибыли компаний, очевидно, сократятся, и котировки, по идее, должны пойти вниз. Второе – это должно быть сопоставлено с ожиданиями: если меры более жесткие, чем ожидал рынок, котировки должны пойти вниз, и наоборот. Но в России ожиданий не бывает, все меняется каждый день. И, наконец, есть сентимент рынка, который в России мощнее любых аналитиков – а он очень депрессивный и волатильный. Так что правильный ответ: ничего не будет с котировками, они в России управляются другими, гораздо более сильными факторами», – полагает генеральный директор Movchan Consultants Андрей Мовчан.
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1466339494851-0’;