Свой страховщик
Сейчас в Крыму работает восемь страховщиков с материка, которые продают полисы на бумажных носителях. И очередей к ним уже давно нет. После ситуации годичной давности, когда в начале лета 2017-го крымские автомобилисты не могли приобрести полис из-за отсутствия бумажных бланков, а купить электронный удавалась только счастливчикам, сейчас проблем с доступностью ОСАГО нет.
— В Крыму и Севастополе зарегистрировано около 540 тысяч автомобилей, продано полисов в прошлом году 503 тысячи, — говорит исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. — Небольшой разрыв позволяет говорить об отсутствии проблем.
<!—
—>
Ежемесячно страховщики продают около 40 тысяч полисов, причем доля электронных по итогам пяти месяцев составила 43 процента. 13 процентов договоров было заключено через систему «Е-гарант» (распределение клиентов между страховыми компаниями).
— У меня всегда был бумажный полис ОСАГО, а в прошлом году, когда начались сложности, я решил перейти на электронный, — говорит автомобилист Виталий Акименко. — Многие мои знакомые сделали так же, потому что это удобно. Тем более, что в Крыму сотрудники ГИБДД вообще полисами не интересуются — у меня за год его ни разу не попросили. Чтобы проверить подлинность, инспекторам нужно пользоваться интернетом в своем смартфоне, а интернет-трафик им не оплачивают.
До конца лета лицензию ЦБ на ОСАГО должна получить первая из местных страховщиков компания — «Крымский страховой альянс», которая сейчас работает как агент страховщиков с материка.
— В ближайшее время на рынке Крыма появится местный игрок, — говорит Уфимцев. — Он не самый крупный по сравнению с другими российскими страховщиками, но для решения локальных задач его вполне достаточно. При этом мы продолжаем контролировать работу других компаний — у нас есть возможность дополнительно обеспечивать их бланками полисов специально для продаж в Крыму, поэтому серьезных проблем на рынке полуострова нет.
Без участия ГИБДД
Еще одно новшество рынка обязательного автострахования — увеличение в июле лимита компенсации по европротоколу с 50 до 100 тысяч рублей. В Крыму сейчас около 60 процентов аварий на дорогах оформляется без участия инспектора ГИБДД — по этому показателю регион на втором месте по России после Дагестана. Автомобилисты подписывают европротоколы и разъезжаются.
<!—
—>
— Также у водителей теперь есть право подписать европротокол даже в случае разногласий, — говорит начальник управления методологии урегулирования убытков РСА Андрей Маклецов. — Но они должны быть указаны в извещении о ДТП, которое обязаны подписать оба участника.
Кроме того, нужно зафиксировать место аварии, само столкновение и его последствия с помощью комплексной системы унифицированной бортовой аппаратуры ГЛОНАСС или специального мобильного приложения, через которое можно проверить действительность полисов ОСАГО и сфотографировать повреждения авто. Пока такие приложения дорабатывают в РСА и Центробанке.
В РСА считают, что, когда процедура оформления с помощью технических средств станет привычной, нововведения упростят жизнь водителям. Хотя не исключают, что на начальном этапе количество споров между страховщиками и водителями может возрасти.
Тариф справедливый
Следующее новшество, которое пока только в стадии обсуждения, но очень активного — изменение тарифов. Не секрет, что ОСАГО убыточно для страховых компаний, из-за чего они не хотят работать в так называемых «токсичных» регионах, где выплаты превышают доходы компаний. В их числе юг России, в том числе и Крым, где коэффициент остается минимальным.
— Чтобы не уйти в большой минус, страховщики перекладывают затраты в трудных регионах на благополучные, устанавливая там более высокие тарифы, — объясняет Евгений Уфимцев. — В случае расширения «коридора» страховщики смогут увеличить тариф в проблемных регионах и снизить его в благополучных.
<!—
—>
Эксперты давно говорят о необходимости реформирования страхового рынка. В мае ЦБ заявил о либерализации тарифов и представил проект, который предусматривает на первом этапе — летом нынешнего года — расширение тарифного коридора на 20 процентов и реформу КБМ (коэффициент бонус-малус) и КВС (коэффициент возраста и стажа водителя). На втором этапе — осенью 2018-го — принятие закона, разрешающего использование индивидуального тарифа. На третьем — летом 2019 года — дальнейшее расширение тарифного коридора.
— Сложилась благоприятная обстановка для изменения тарифов, — продолжает Евгений Уфимцев. — Есть конкуренция между страховыми компаниями — это гарантия того, что, когда страховщикам дадут больше прав и свобод, они будут менять тарифы не только в сторону верхней границы коридора, но и в сторону нижней. Второе — это борьба с мошенничеством. Нас часто упрекали, что, прежде чем прийти к свободному тарифу, нужно сделать так, чтобы часть денег автомобилистов не уходила мошенникам. Полностью мошенничество не искоренить, но мы боремся с ним. Третье — это оперативный контроль со стороны надзорных органов, чтобы страховщики не получали суперприбыль. Информационная система РСА позволяет ЦБ получать информацию для расчета тарифов и оперативного контроля за деятельностью страховщиков, делать свои выводы и принимать меры при необоснованно высоких тарифах.
Что такое электронный ПТС
С 1 ноября 2019 года в России на смену бумажному паспорту транспортного средства (ПТС) придет электронный. Переход предусмотрен законодательством Евразийского экономического союза и планировался с 1 июля нынешнего года, но был отложен.
<!—
—>
— Сначала электронные ПТС будут получать производители автомобилей на свои машины, которые они используют в производстве, и только потом, по мере готовности — на производимые транспортные средства, — рассказал начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов. — Пока не все крупные производители готовы делать электронные паспорта, поэтому переходный период продлится год с небольшим.
Когда он завершится, чтобы у автовладельцев не возникало проблем с оформлением автогражданки, РСА и АО «Электронный паспорт» согласовали механизм обмена сведениями через государственную систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), который должен заработать с 1 сентября 2018 года.
Комментарий
Игорь Юргенс, президент РСА:
— Страховой рынок РФ готов к постепенной либерализации ОСАГО. У него хватит запаса прочности, чтобы полностью отпустить тариф к 2023-2025 году. К этому надо было прийти. Опыт Германии показывает, что отмены тарифного регулирования опасались все: страховщики понимали, что конкуренция на рынке ужесточится, а потребители боялись, что не сдерживаемые контрольно-надзорным органом тарифы начнут расти. Но на деле все произошло наоборот: из-за жесткой конкуренции между страховщиками тарифы резко снизились. К моменту либерализации в 1994 году средняя цена полиса ОСАГО в Германии составляла сумму, эквивалентную почти 300 евро, а после отмены регулирования резко пошла вниз, достигнув примерно 250 евро в 1999 году и чуть больше 200 евро в 2010-м. На свободном рынке цены достаточно изменчивы — в 2015-м средняя стоимость полиса составила 248 евро, но выше 260 евро она уже не поднималась, несмотря на инфляционную составляющую.