— У нас только настоящие купюры. Я сам в банке работаю. В свободном обороте их сейчас нет. Да и по секрету вам скажу, в «двухтысячки» ошибка закралась, их перепечатывать будут. Потом, если сохраните, сможете дороже продать, — убеждал меня один из продавцов по имени Сергей, шепотом добавив: — Ограниченная серия это.
— А скидку сделаете, если буду несколько брать? — интересуюсь я.
<!—
—>
— Нет, три тысячи! — торговец не скинул ни копейки. А после, немного помявшись, выпалил: — У меня их 15 штук. Вот если все заберете, тогда немного уступлю. Другие «предприниматели» были более лояльны. Увидев во мне потенциального покупателя, Леонид согласился три двухтысячных купюры продать за 7500. С наваром в полторы тысячи.
Корреспондент «РГ» решил проверить, что творится в других регионах. Оказалось, не только Ростовскую область захлестнуло «двухтысячное безумие». А самые выгодные предложения нашлись в Москве. Там, похоже, бизнес поставлен на широкую ногу: «Состояние — пресс, серия — только АА, год выпуска — 2017-й. Стоимость купюры 200 рублей — 230 рублей, 2000 рублей — 2300 рублей. Любое количество, при оптовом заказе (от 10 штук) скидки. Отправка в другие регионы. В том числе в ЮФО». Звоню по указанному номеру. На другом конце провода отвечает некий Станислав.
<!—
—>
— Какое количество вам надо? Готовы выполнить любой заказ. Самые первые, самые ценные. Потом уже таких красивых номеров не будет, — убеждал меня собеседник. — К Новому году у нас вообще ажиотаж был, не успевали отправлять. Люди на подарки их брали. И даже, представляете, для украшения елки. А теперь 23 Февраля, 8 Марта. Итак, заказ на сколько оформлять? Если больше десяти, по 2200 отдам. Ну и пересылку сами оплатите».
Но пока одни торгуют двухтысячными купюрами, другие стремятся от них избавиться. На выходных с мужчиной, получившим зарплату двухтысячными, едва не случилась истерика, когда он не смог погасить кредит: банкомат всякий раз «выплевывал» впихиваемые в него деньги… Не все банкоматы еще перестроили на прием новинок.
В Калмыкии на новые купюры пока смотрят недоверчиво и такого ажиотажа, как на Дону, не наблюдается. Жители не то что не скупают банкноты, а, напротив, стараются с ними не связываться. Республиканское управление Роспотребнадзора открыло телефонную «горячую линию» по вопросам использования новых денежных купюр номиналом 200 и 2000 рублей. В ведомстве отметили, что отказ в приеме этих банкнот можно расценивать как ущемление прав потребителей. Однако за первый день работы на «горячую линию» от жителей республики не поступило ни одного звонка. Сложностей с новыми купюрами не было. Более того, сотрудники горячей линии признались, что сами еще ни разу не держали их в руках.
<!—
—>
В Астрахани новеньким купюрам в магазинах даже рады, да и покупатели с удовольствием берут «двухсотки» на сдачу.
— У нас есть аппарат для проверки. Купюры уже приносили. Все оказались подлинными, — подтверждает продавец супермаркета Екатерина. Сотрудники столовой восприняли попытку расплатиться новенькой банкнотой с подозрением. «Это точно не подделка?» Потом, посовещавшись, все же решили ее взять. Причем себе. «Домой возьму, семье хоть покажу. А в кассу свои положу», — объяснила кассир.
А вот большинство астраханских банкоматов новенькие купюры «выплевывают». Говорят, их не успели перенастроить на прием 200 и 2000 рублей. В отделении по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка России нас заверили: поступление купюр любого банкнотного ряда напрямую зависит от потребности в обороте купюры того или иного номинала, поэтому новые — номиналом 200 и 2000 рублей выпускаются неограниченным тиражом с учетом потребностей наличного оборота.
— Покупка новых банкнот — бессмысленное вложение в деньги. Банкноты номиналом 200 и 2000 рублей не являются памятными, в отличие, к примеру, от 100-рублевых, выпущенных к Олимпиаде 2014 года в Сочи и в связи с воссоединением Крыма, и их тираж не ограничен. Этот ажиотаж, подогреваемый спекулянтами, в скором времени сойдет на нет, — заявила ведущий экономист сектора сводной и статистической работы Ростовского отделения ЦБ РФ Ольга Бондарева.
Комментарии
Константин Розин, начальник отдела информации ГУ МВД по Ростовской области:
— В самом факте продажи действующих денежных купюр нарушения законодательства нет. У человека есть банкнота, он за нее назначает цену, а кто-то другой по собственной воле платит оговоренную стоимость. Однако, если речь идет о продаже больших объемов денежных средств, а, следовательно, о получении нигде не учтенной значительной прибыли, тогда нарушается налоговое законодательство.
Илья Тимофеев, нумизмат и бонист:
— Самое главное в монетах и банкнотах — это их редкость. Именно поэтому, например, красивейшие юбилейные советские монеты стоят недорого — их много. Так что покупать новые «крымские» банкноты в расчете перепродать их через много лет не стоит, они никогда не будут дорогими. Другое дело, что для многих россиян они ценны как память, и сохранить пару таких банкнот как историческую память, так сказать, для потомков — это разумная идея.