Низкие цены на нефть и нестабильная политическая ситуация — основные причины валютного кризиса в современной Ливии. Правительство, на стороне которого выступает ООН, готовится к девальвации динара для борьбы с черным рынком, однако этого может оказаться недостаточно.
Ливийское правительство национального единства (поддерживаемое Советом Безопасности ООН) из-за низких цен на нефть, вероятно, будет вынуждено пойти на девальвацию национальной валюты — динара.
Ранее к этой мере уже прибегли правительства других стран, ориентированных на экспорт энергоресурсов, в частности, Нигерии и Казахстана. О возможном изменении денежно-кредитной политики заявляли и власти Египта, столкнувшегося с похожей проблемой.
В течение последнего года динар постепенно обесценивался, и сейчас курс на черном рынке достиг рекордно низкого показателя в 7 динаров за доллар. При этом курс в официальных обменных пунктах составляет всего 1,4 динара за доллар, отмечает Bloomberg.
Валютный кризис сводит на нет все усилия премьер-министра страны Файеза аль-Сараджа по объединению страны, которая уже пять лет страдает от гражданской войны, начавшейся после свержения Муаммара Каддафи. Признанное международное правительство и несколько исламистских группировок с 2011 года борются за власть и контроль над крупнейшими нефтяными ресурсами в Африке.
Представители Центрального банка Ливии в ноябре посетили собрание глав центробанков в Риме, где обсудили возможную девальвацию динара и сокращение или отказ от субсидий на топливо, рассказал в интервью исполняющий обязанности министра финансов Абу Бакр аль-Джафал. Не получившие поддержку международного сообщества власти восточной Ливии заявили, что также считают необходимым проведение девальвации для борьбы с черным рынком, однако они требуют участия в разработке этого проекта.
«Девальвация — это обязательный шаг. Мы предлагаем ввести два официальных курса: один для национального импорта и другой, более высокий, для бизнеса и физических лиц», — заявил Али Джихани, представитель регулятора восточного региона (штаб-квартира расположена в Эль-Бейде). Также Джихани добавил, что, если власти в Триполи решат наложить исполнение решения на восточную часть страны без предварительного обсуждения, это «приведет к определенным последствиям».
Стабильно низкие цены на нефть отразились на благосостоянии всех членов ОПЕК, однако наиболее уязвимыми являются пять стран, где резкое снижение прибыли связано с растущей опасностью политического переворота.
Речь идет об Алжире, Венесуэле, Ираке, Ливии и Нигерии, которые компания RBC Capital Markets называет «хрупкой пятеркой».
В частности, в Нигерии к середине года из-за сокращения притока нефтедолларов в страну курс на черном рынке отличался от официального практически вдвое. Центробанк страны предпринимал несколько попыток спасти национальную валюту, искусственно поддерживая курс и ужесточая банковский надзор, однако все они были безуспешны. После введения плавающего курса в июне 2016 года найра потеряла всего 10%, что, возможно, это стало позитивным примером для других стран.
Согласно прогнозу Всемирного банка, инфляция в Ливии к концу года составит 20%. Для борьбы с ней Президентский совет 28 ноября выделил 300 млн динаров — на импорт продуктов и распространение их среди населения по сниженным ценам.
Для стабилизации валюты и роста национальных доходов Ливии необходимо увеличить добычу нефти, и с сентября объем вырос практически вдвое, до 600 тыс. баррелей в день. Это произошло после того, как главнокомандующий вооруженными силами страны Халифа Хафтар освободил от террористов ключевые порты на юге страны, положив конец экономической блокаде. По оценке National Oil Corp., даже без масштабных инвестиций в инфраструктуру добычу можно будет довести до 900 тыс. баррелей в день. Но этого будет недостаточно для покрытия текущих расходов, а дальнейшее наращивание производства осуществить будет сложно в условиях нестабильной политической ситуации.
Власти ранее уже обсуждали девальвацию. «Я удивлен, что эта мера до сих пор не введена. Дальнейшее промедление означает усугубление кризиса и постоянное взвинчивание цен на неофициальном рынке», — говорит специалист по Ливии Ахмед Санусси. По его мнению, чем дольше будет ожидание, тем большая девальвация потребуется в будущем.
Если экономический блок правительства окажется неспособным справиться с коллапсом динара, это приведет к резкому падению рейтинга аль-Сараджа среди населения — и росту популярности генерала Хафтара.
По словам профессора университета из Триполи Мофтаха Фараджа, страна может решить экономические проблемы, несмотря на существование соперничающих властей и недостатки финансовых и социальных институтов. «Но меня волнуют последствия девальвации: у нас проблемы с ликвидностью, высокая стоимость жизни, недостаток медицинского обслуживания и низкая квалификация полиции. Ослабление динара только создаст больше неудобств нашим жителям, так как цены подскочат вверх», — говорит Фарадж. Однако он соглашается с тем, что девальвация может остаться единственным доступным орудием ливийского центробанка, если не появится другой поддержки.