В ФНС планируют уже в следующем году протестировать льготную систему налогообложения в четырех пилотных регионах. Правда, субъектов Северо-Запада в этом списке нет.
Бизнес в один клик
Законопроект о повышении штрафов уже получил положительную оценку в Госдуме РФ и минюсте. Речь идет о поправках в статью 14.1 кодекса об административных правонарушениях. Сейчас осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП или юридического лица карается небольшим штрафом — от 500 рублей до двух тысяч рублей. Законодатели предлагают повысить штраф за первое такое нарушение до 5-10 тысяч рублей, за второе и последующие нарушения — до 20-30 тысяч рублей.
<!—
—>
В то же время самозанятым гражданам, которые не связаны договорными отношениями с работодателями, не привлекают наемных работников, едва ли стоит торопиться с легализацией. Ведь через пару лет для них заработает новый, весьма удобный налоговый режим.
Микропредприниматели смогут пройти регистрацию, не посещая налоговую инспекцию, — достаточно просто скачать мобильное приложение. Затем самозанятые должны будут отдавать государству четыре процента с каждого поступившего платежа и ежегодно направлять небольшую сумму в ФОМС. От уплаты отчислений в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд России пользователей приложения освободят.
В следующем году льготная система налогообложения начнет работать в пилотном режиме в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане. Затем, проанализировав итоги эксперимента, механизм распространят на всю страну.
Дифференцированный подход
Председатель совета Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимир Меньшиков подтверждает: легальным субъектам микробизнеса, уплачивающим все налоги и взносы, очень сложно конкурировать с нелегалами. Поэтому штрафы, которые пока никак не стимулируют предпринимателей выходить из «тени», действительно необходимо повышать. Вот только подход должен быть дифференцированным.
<!—
—>
— Самозанятые граждане, работающие в одиночку, не должны нести никакого наказания до тех пор, пока новый налоговый режим не докажет свою эффективность, — уверен Владимир Меньшиков. — Механизм, на мой взгляд, необходимо тестировать в течение нескольких лет. И только когда станет понятно, что он является удобным, доступным и финансово необременительным для всех самозанятых граждан, можно будет говорить о повышении штрафов для представителей данной категории микробизнеса. Ведь эти люди по большей части конкурируют между собой. Легальным предпринимателям намного больше хлопот доставляют более крупные «теневые» компании, где работают наемные сотрудники.
Конкретный пример — нелегальные автомастерские, которых в последние время в Санкт-Петербурге становится все больше. Дельцы арендуют или покупают несколько гаражей, причем договор аренды не заключается вообще или заключается от имени физического лица. Никаких налогов и взносов такие предприниматели, разумеется, государству не перечисляют. Зато они нанимают сотрудников, которым платят полностью «черную» зарплату.
— Конкурировать по стоимости услуг с этими нелегальными субъектами бизнеса просто невозможно, — продолжает Владимир Меньшиков. — Только на зарплате работников они экономят более 40 процентов, не перечисляя НДФЛ и взносы в социальные страховые фонды. Плюс экономия на налогах. Покупательская способность населения в последние годы снижается, поэтому петербуржцы порой вынуждены обращаться к «теневикам». А легальным предприятиям приходится либо закрываться, либо тоже начинать работать нелегально. Для «теневиков», нанимающих работников, я бы предложил повысить штрафы как можно скорее, не дожидаясь разработки налогового режима. Эти предприниматели, которые фактически являются работодателями, все равно не смогут воспользоваться льготным налоговым механизмом, предназначенным для самозанятых граждан.
Вычислить нелегала
Впрочем, одним только повышением штрафов проблему «теневого» предпринимательства не решить, развивает тему псковский бизнес-омбудсмен Аркадий Мурылев. В Псковской области в 2015 году составили всего 11 административных протоколов по статье «осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП или юридического лица», в 2016 году — 34 протокола. В прошлом году случаи привлечения нелегальных предпринимателей к административной ответственности тоже были большой редкостью.
<!—
—>
— С одной стороны, полицейским и налоговикам не хватает сотрудников, чтобы охватить все «теневые» рынки, — отмечает Аркадий Мурылев. — С другой стороны, в российском законодательстве нет четких критериев, которые позволяли бы отнести деятельность граждан к незаконному предпринимательству. Позиции судов по этому вопросу противоречивы. К примеру, Верховный суд считает, что подтверждением факта незаконной предпринимательской деятельности является, среди прочего, размещение рекламных объявлений. Мировые суды требуют от правоохранительных органов фиксировать систематичность нарушений, а рекламные объявления в качестве доказательств не рассматривают.
Решить проблему, по мнению псковского бизнес-омбудсмена, не получится без тесного сотрудничества представителей областных управлений МВД и ФНС, инспекции труда и органов местного самоуправления. Эту работу можно наладить на уровне комиссий по легализации трудовых отношений.
— Сейчас на заседания этих комиссий вызывают легальных предпринимателей, которые платят своим сотрудникам низкую заработную плату, — продолжает Аркадий Мурылев. — Однако, на мой взгляд, сосредоточиться следует на работодателях, которые вообще не зарегистрированы как предприниматели, ведь их сотрудники получают полностью «черную» зарплату. Кроме того, необходимы четкие законодательные разъяснения, какая деятельность является нелегальным предпринимательством, а какая — нет.
Параллельно следует совершенствовать механизмы налогообложения. И речь должна идти не только о новом льготном режиме, разрабатываемом для самозанятых граждан, но и о снижении нагрузки на бизнес в рамках действующих режимов.
— В своем ежегодном докладе за 2017 год я предлагал снизить стоимость патентов, опираясь на положительную практику соседних регионов. В докладе за 2016 год — пересмотреть ставки налога, взимаемого в рамках упрощенной системы налогообложения. Инициатива, касающаяся УСН, нашла отражение в проекте регионального закона. Надеюсь, в итоге все эти предложения обретут законодательную силу. Ведь страх перед высокими штрафами не должен стать причиной, побуждающей предпринимателей легализоваться. На первом месте должны стоять привлекательные условия легального ведения бизнеса, — подводит итог псковский бизнес-омбудсмен Аркадий Мурылев.
Прямая речь
Александр Кайсаров, директор центра инновационного предпринимательства Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:
— Что касается штрафов, не следует увеличивать их до космических высот. Иначе бизнес маргинализируется, выживать бизнесмены будут за счет коррупционных и полукриминальных схем. Намного больший эффект даст умеренное повышение финансовых санкций, неотвратимость наказания, прозрачность критериев и низкие издержки администрирования.
Что касается нового налогового режима, несколько месяцев назад речь шла именно о едином платеже — без уплаты дополнительных средств во внебюджетные фонды. Сейчас говорится также о необходимости перечислять деньги в Фонд обязательного медицинского страхования. Выделение отдельной строки для взносов в ФОМС пока представляется разумной идеей, но все будет зависеть от размера платежа и механизма его внесения. Как мне представляется, для самозанятых граждан 5 процентов — это максимум всех отчислений, иначе возможные издержки превысят предполагаемые выгоды.
При этом проект налоговых режимов, на мой взгляд, необходимо активно продвигать не только среди традиционного контингента (репетиторов, парикмахеров и так далее). Самое перспективное направление — IT, креативные индустрии, цифровая экономика, где активно развивается сетевое взаимодействие без найма сотрудников и регистрации предприятия.