Злата Гарасюта
МОСКВА (Рейтер) — Аналитики увидели в майском блоке статистики признаки ускорения темпов роста в реальном секторе РФ, особенно с учетом улучшения Росстатом данных о промпроизводстве, но слабая динамика располагаемых доходов по-прежнему сдерживает восстановление экономики.
Темпы увеличения розничных продаж слегка замедлились в мае до 2,4 процента в годовом сравнении с 2,7 процента в апреле. В сельском хозяйстве объем производства поднялся на 2,3 процента после 2,5-процентного повышения в предыдущем месяце. Небольшое замедление роста произошло и в грузообороте транспорта — до 3,0 процента с 4,8 процента в годовом выражении в апреле.
В то же время в мае активизировалась строительная активность: рост ускорился до 5,6 процента в годовом выражении с 1,4 процента в апреле, а в марте наблюдалось почти 10-процентное падение. Омрачает картину сокращение жилищного строительства в мае более чем на 18 процентов, но ввиду волатильности этого показателя от месяца к месяцу какие-то выводы делать пока преждевременно, полагает Владимир Тихомиров из БКС.
«Отличительная черта майской статистики в том, что теперь и производственный тренд, судя по всему, оживает: помимо позитивных данных по промпроизводству обращает на себя внимание рост строительства. Судя по тому, что бюджетные расходы стабильны, а корпоративное кредитование ускоряется с начала года, оживление в реальном секторе происходит за счет негосударственного сектора», — прокомментировал данные Дмитрий Долгин из Газпромбанка.
Росстат ранее на этой неделе удивил аналитиков кардинальным изменением данных о промпроизводстве. Рост этого индикатора в 2017 году служба теперь оценивает в 2,1 процента, а не в один процент. Ведомство также пересмотрело данные за этот год преимущественно в сторону повышения, сославшись на новую, более оптимистичную информацию респондентов.
«Исходя из последних данных, темпы роста экономики в мае остались примерно на уровне апрельских… но в целом статистика подтверждает наши ожидания того, что восстановление должно ускориться», — написал Уильям Джексон из Capital Economics.
По его расчетам, ВВП сейчас растет более чем на 2 процента в годовом выражении, тогда как в первом квартале, по оценке Росстата, экономика увеличилась на 1,3 процента, а за весь 2017 год — на 1,5 процента.
С учетом более оптимистичного взгляда на состояние промышленности оценка ВВП за прошлый год может быть повышена до 2,0 процента, предупредило Минэкономразвития.
Показатели уровня жизни населения не дотягивают до улучшений в реальном секторе экономики.
Рост реальной зарплаты слегка замедлился в мае до 7,3 процента в годовом выражении с апрельских 7,6 процента.
Годовой прирост реальных располагаемых доходов в прошлом месяце составил лишь 0,3 процента после скачка на 5,7 процента в апреле.
«Это еще раз подтверждает то, что всплеск в зарплатах и реальных доходах был связан с выборным циклом. Мало поддержки для потребления со стороны доходов населения, а это тревожный сигнал для экономического роста», — сказал Тихомиров.
Экономика сейчас находится в состоянии хрупкого баланса, а значит у Центробанка пока нет дополнительных веских поводов, которые бы заставили его вернуться к снижению ключевой ставки, полагает экономист.
Приняв во внимание инфляционные риски, ЦБР в июне вновь оставил ключевую ставку без изменений на уровне 7,25 процента годовых.
Поводом для беспокойства регулятора с точки зрения роста инфляционных рисков могло бы стать рекордное снижение уровня безработицы в мае, до 4,7 процента, но предложение правительства повысить пенсионный возраст должно увеличить предложение на рынке труда, считает Долгин.
(Редактор Антон Зверев)
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1466339494851-0’;