В частности, в апреле 2017 года был подписан Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между министерствами финансов двух стран, а в марте прошлого года — план мероприятий по его реализации.
Сегодня ведомства взаимодействуют по вопросам совершенствования фискальной и бюджетной политики, применения информационных технологий, повышения эффективности финансового контроля, управления валютными активами. Российские эксперты оказали поддержку в изучении и реформировании системы казначейского исполнения бюджета, подготовке проекта Закона Республики Узбекистан «О государственном финансовом контроле».
Интерес представляют и контакты банков развития двух стран. Организован обмен опытом по развитию рынка ценных бумаг, Россия оказала техническое содействие в разработке проекта нового положения о порядке размещения, обращения и погашения государственных казначейских облигаций Республики Узбекистан.
Министерство финансов Узбекистана и Научно-исследовательский институт Министерства финансов России (НИФИ) представили и согласовали программу двустороннего сотрудничества между финансовыми ведомствами в области управления государственными финансами. Так, уже идет совместная работа по совершенствованию налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства и механизма взимания косвенных налогов в нашей стране.
Бахром Ашрафханов, заместитель министра финансов Республики Узбекистан: Россия оказала техническое содействие в разработке проекта нового положения о порядке размещения, обращения и погашения государственных казначейских облигаций Республики Узбекистан
В 2020 году должна завершиться разработка инструментария анализа и прогнозирования экономики, сформулированы предложения по совершенствованию пенсионной системы и улучшению бюджетного планирования, межбюджетных отношений и созданию концепции бюджетного правила.
Предполагается также модернизация финансовой отчетности организаций общественного сектора, подготовка модели обязательного медицинского страхования, концепции повышения конкурентоспособности финансовых рынков и обеспечения взаимосвязи бюджетного процесса с внедрением государственно-частного партнерства. В планах на 2020 год — совершенствование механизма налогообложения прибыли транснациональных компаний, ведущих деятельность в Узбекистане, и разработка концепции развития системы социальной защиты населения.
Вместе с НИФИ организованы научно-практические семинары, «круглые столы» и консультации экспертов. Их участниками от нашей республики стали сотрудники центрального аппарата Минфина, действующих при нем Института бюджетно-налоговых исследований и Учебного центра, а также представители Пенсионного фонда, Государственного налогового комитета, Генеральной прокуратуры, Ташкентского финансового института, Банковско-финансовой академии и других структур.
Налажено партнерство для обмена практическим опытом и с Федеральной налоговой службой России (ФНС). Например, на апрельской встрече обсуждены вопросы взимания земельного налога, налога на имущество юридических и физических лиц и профессиональные доходы, НДС, трансфертного ценообразования и кадастровой оценки.
Развиваются контакты с Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. На состоявшейся в мае этого года встрече рассмотрены аспекты разработки типового технологического регламента на производство спирта, водки и ликеро-водочных изделий, индивидуальных регламентов для отдельных предприятий и повышения квалификации их сотрудников, а также проведения совместных исследований Ташкентским химико-технологическим институтом и Всероссийским НИИ пищевой биотехнологии.
Достигнутые благодаря сотрудничеству двух стран результаты внушают оптимизм, потому предусмотрено расширение связей. Среди перспективных направлений — программное бюджетирование, оценка возможностей внедрения бюджетного учета с использованием международного стандарта финансовой отчетности, нарушения, внутренние риски и современные способы профилактики в сфере финансового контроля, мониторинг и контроль государственных закупок.
Другие векторы — изучение мнений субъектов предпринимательства о последствиях реформы налогообложения, методы моделирования налоговых поступлений, фискальные инструменты стимулирования развития возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности в секторах экономики и ЖКХ. Также актуальными видятся совместные усилия по упрощению механизма расчета НДС, реформированию системы пенсионного обеспечения, анализу причин возникновения теневой экономики и перспектив ее сокращения.