Если Дональд Трамп захочет облегчить американским компаниям доступ к федеральным участкам недр, ему придется сначала добиться отмены одного из последних решений Барака Обамы на посту президента США. Обама заблокировал продажу лицензий на разработку шельфа. Трампу потребуются годы на то, чтобы аннулировать это решение. Впрочем, шельфовые проекты при текущих ценах на нефть в любом случае неактуальны.
Барак Обама перед уходом с должности президента США хочет заблокировать продажу прав на шельфовые буровые работы в американской Арктике. Решение об этом может быть принято уже 20 декабря. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с решением Обамы. Запрет коснется газовых и нефтяных месторождений в Чукотском море и море Бофорта к северу от Аляски. Кроме того, под него попадут участки в Атлантическом океане.
Отмена решения не предусматривается. Таким образом, попытка нового президента США Дональда Трампа аннулировать указ Обамы может затянуться на годы судебных разбирательств, пишет Bloomberg.
Трамп, еще будучи кандидатом в президенты, обещал снять ограничения на добычу углеводородов, в том числе и на шельфе. Новый президент США вообще известен своим неприятием экологических ограничений. Например, Дональд Трамп выступал против Парижского соглашения по климату, подразумевающего сокращение выбросов парниковых газов и разработанного администрацией Обамы, и обещал его отменить.
Еще месяц назад сообщалось, что администрация Обамы завершила работу над программой выдачи лицензий на разработку недр. Согласно этой программе, арктическое и атлантическое побережья США должны быть защищены от нефте- и газодобычи по меньшей мере до 2022 года. Экологические организации, в частности Всемирный фонд дикой природы, приветствовали действия нынешнего президента. В то же время они добавили, что надеются на принятие более долгосрочных мер по защите окружающей среды от притязаний нефтяников.
Но не следует забывать, что та же администрация Обамы в мае 2015 года разрешила вернуться на арктический шельф компании Shell, которую выдворили оттуда в 2013 году после того, как две нефтяные платформы компании сели на мель.
«Попытки ограничить шельфовую добычу — это попытки сохранить то, что Обама и его команда считают своими достижениями», — комментирует профессор Высшей школы экономики политолог Николай Петров. По его словам, Обама хочет закрепить свои «экологические» успехи. Но в то же время бизнес-интересы, связанные с различными группами, заставляли уходящего президента США принимать такие решения, как в случае с Shell.
Ранее и Россия, и США много говорили о «ресурсной гонке», в которой победила бы страна, раньше конкурента начавшая осваивать арктические недра.
Российское Министерство природных ресурсов заявляло, что России стоит интенсифицировать свою деятельность на собственном арктическом шельфе, чтобы не потерять уровень добычи и восстановления запасов.
Американская сторона, в свою очередь, заявляла, что, если Штаты будут затягивать освоение шельфа, они рискуют вновь попасть в зависимость от импорта нефти и поставить под угрозу собственную конкурентоспособность. Об этом, в частности, заявлял Национальный нефтяной совет США.
«Но сейчас рыночная конъюнктура не та, чтобы вкладываться в Арктику», — предупреждает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
По его словам, разработка арктического шельфа имеет смысл лишь при цене барреля, близкой к $100, причем уровень $80–90 должен быть долгосрочно стабильным.
Завсектором «Энергетические рынки» Института энергетики и финансов Николай Иванов также говорит, что сейчас не самое подходящее время для борьбы за арктические ресурсы.
«При текущем уровне цен в арктические проекты вряд ли кто-то рискнет вкладываться, — поясняет эксперт. — Это очень массивные, многомиллиардные разовые инвестиции». Американские компании могли бы заинтересоваться скорее атлантическим шельфом, но, по словам Иванова, у американских нефтяников сейчас нет нехватки новых лицензионных участков, нет потребности срочно вкладывать деньги, чтобы они работали.
По мнению Иванова, в условиях волатильных цен американские компании заняты в основном «балансированием и выживанием».