Аналитики снизили прогнозы по темпам роста американской экономики в этом и следующем году, а показатели рынка труда разочаровали инвесторов. К тому же США утратили статус самой конкурентоспособной экономики мира. Все идет к тому, что завершить свой второй и последний президентский срок на мажорной ноте у Барака Обамы не получится.
В пятницу, 3 июня, вышла свежая статистика по американскому рынку труда. Почти все показатели оказались хуже прогнозов, а данные за предыдущие месяцы были пересмотрены в сторону понижения.
По информации министерства труда, в мае 2016 года число рабочих мест в экономике США увеличилось на 38 тыс., тогда как аналитики ждали роста на 160 тыс. При этом майский результат оказался худшим с сентября 2010 года. Столь негативная статистика отчасти объясняется забастовкой сотрудников компании Verizon, в которой участвовало 35 тыс. человек. Но даже скорректированный показатель будет самым слабым с конца 2013 года. Стоит также отметить, что апрельские данные были пересмотрены в сторону понижения – со 160 тыс. до 123 тыс.
Важно также то, что растет число американцев, которые не могут найти работу на полный рабочий день (неделю). В мае частично занятых было 6,4 млн человек против апрельских 6 млн. Средняя продолжительность рабочей недели в апреле — мае составила 34,4 часа, то есть средний рабочий день среднего американца длится менее 7 часов.
В то же время уровень безработицы снизился в мае с 5 до 4,7% (минимум с ноября 2007 года). Но это вызвано статистическими причинами, а именно общим сокращением численности рабочей силы.
На фоне этих данных по рынку труда ключевые фондовые индексы США (Dow Jones, S&P 500 и NASDAQ) на открытии торгов 3 июня упали в среднем на 0,5%.
Возможно, это только локальный майский провал на рынке труда, который будет ликвидирован в последующие месяцы. Гораздо неприятнее, что, по экспертным оценкам, в ближайшее время впервые за тридцать лет в США может начать сокращаться производительность труда.
Британская газета Financial Times со ссылкой на исследование, проведенное аналитиками Conference Board, сообщает, что падение показателя может составить 0,2% за год. В 2015 году был зафиксирован рост на 0,3%.
«Уже в прошлом году нам казалось, что мы вступаем в кризис производительности. Сейчас становится понятно, что мы были правы», — отметил главный экономист Conference Board Барт ван Арк.
Для США это плохой сигнал. Страна и без того утратила статус самой конкурентоспособной экономики мира. По итогам майского рейтинга, подготовленного швейцарским институтом IMD, первое место занял Гонконг, второе — Швейцария, а США опустились на третью строчку (Россия в рейтинге заняла 44-е место, поднявшись на одну ступень вверх).
По итогам этого года США вряд ли вернут себе верхнюю строчку. Аналитики считают, что темпы роста американской экономики будут не такими высокими, как это предполагалось ранее.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и международное рейтинговое агентство Fitch в конце мая понизили свои прогнозы до 1,8% (с 2 и 2,1% соответственно). Таким образом, если прогноз окажется верным, то впервые с 2011 года темпы роста ВВП США составят менее 2% (в 2012–2015 годах, по данным Всемирного банка, американская экономика росла на 2,2–2,4% в год, в 2011-м рост составил 1,6%). Прогноз темпов роста на следующий год также был понижен — до двух с небольшим процентов.
В первом квартале этого года ВВП, согласно второй оценке, вырос на 0,8% (первая оценка дала 0,5%), что на одну десятую хуже ожиданий аналитиков. Некоторые эксперты отмечают, что положительная динамика в первом квартале связана с изменением методики расчетов, направленной именно на улучшение статистических показателей в начале года.
Факторами, замедляющими темпы роста экономики США, являются и упомянутое снижение производительности труда, и недостаточно быстрый рост частных доходов и потребления. Кроме того, Америку вниз тянут низкие цены на нефть и газ, которые заставляют компании энергетического и промышленного секторов сокращать инвестиции и рабочие места.
«Инвестиции в производство были слабыми, частично из-за продолжающегося давления на нефте- и горнодобывающую промышленность из-за низких цен на нефть и сокращения спроса с внешних рынков», — отмечается, в частности, в отчете ОЭСР.
Но и это еще не все. В этом году сократился объем железнодорожных перевозок. В интернете популярны фотографии нескольких сотен железнодорожных локомотивов, стоящих на запасных путях в аризонской пустыне. Продажи и прибыль корпораций падают уже не первый квартал, а совокупный долг нефинансового сектора растет. По оценке портала Zero Hedge,
он достиг 275% — что является максимальным значением со времен Великой депрессии. «Точка невозврата», по мнению аналитиков, находится на уровне 300%.
Автор Zero Hedge Майкл Снайдер насчитал целых 11 признаков того, что американская экономика вступает в период спада. Он также отмечает, что Барак Обама может стать первым президентом в истории США, при котором темпы роста ни разу не превысили 3% в год.
И шансов на то, чтобы что-то поправить, у него уже нет. Выборы президента состоятся в ноябре этого года, а темпы роста, как отмечалось выше, вероятнее всего, не превысят 2%. Главное, чтобы за оставшееся время не случилось обвалов на фондовом рынке (в январе — феврале в отдельные торговые сессии биржи были близки к этому). Если это произойдет, то и США, и остальной мир уйдут в новую рецессию.