Такой вывод можно сделать на основе восьми тысяч звонков граждан, поступивших на «горячую линию» для потребителей финансовых услуг в ноябре-декабре прошлого года. Ее организовал Роспотребнадзор в рамках проекта минфина и Всемирного банка «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
<!—
—>
Большая часть жалоб, обращений и запросов касалась нескольких тем. Это займы в целом (например, спорные моменты начисления процентов), кредиты (в том числе на лечение) и страховки. Как показывает практика, число жалоб на «левые» полисы ОСАГО снижается, но неопытные автовладельцы все еще не знают, куда обращаться, если полис не зарегистрирован в базе страховщиков, а также что делать, если при заключении договора ОСАГО компания навязывает дополнительную страховку.
Практически каждый десятый звонивший на «горячую линию» задавал вопросы о микрозаймах. Например, был такой звонок: «Микрофинансовая организация (МФО) не возвращает мне денежные средства, переданные ей по договору займа. Что мне делать? Застрахованы ли в Агентстве по страхованию вкладов сбережения, размещаемые гражданами в МФО?»
Часто задавали вопросы о том, как оформить жалобу в Роспотребнадзор и защитить свои права в суде. По теме платежей чаще всего спрашивают о последствиях технических ошибок, например, что делать, если произошло двойное списание средств. Многих интересует, почему не все банкоматы пишут на экране информацию о размере комиссии и что делать при ошибке в указании номера электронного кошелька.
Роспотребнадзор помогает населению оформлять жалобы в своих отделениях, в МФЦ и по телефону «горячей линии»
<!—
—>
Тематика запросов в целом повторяет рейтинг волнующих россиян проблем, заметила гендиректор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. «Нам принципиально важно, чтобы у граждан был оперативный доступ к бесплатной качественной информации, им не надо было искать сведения на каких-то сомнительных ресурсах в Интернете, через друзей или знакомых», - заявил глава департамента минфина и директор проекта Андрей Бокарев.
Учитывая низкий уровень финграмотности населения, помощь друзей может выйти боком. Наибольшую пользу консультации принесут жителям сел и небольших городов, считает Имаева. Не лишним будет разговор специалиста и с жителем мегаполиса, который блуждает в потоках информации и не знает, куда обратиться за помощью, если его долги превысили 500 тысяч рублей. На «горячей линии» в «РГ» в 2017 году таких случаев было множество.
Обратиться за помощью к специалистам по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг можно круглосуточно, без выходных по телефону: 8-800-100-29-26.