Турция с 15 марта остановила выдачу лицензий на беспошлинный ввоз российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и масла, сообщают участники рынка. Эксперты предполагают, что на ввоз этих продуктов может начать действовать пошлина 130%, что означает фактическую остановку поставок. Официального подтверждения пока нет — российские власти проверяют эту информацию.
Поставки российского зерна в Турцию прекращены на неопределенный срок с 15 марта без каких-либо официальных заявлений, сообщают Институт конъюнктуры аграрных рынков (ИКАР) и Национальная ассоциация экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП).
Достоверной информации о том, в связи с чем это происходит, пока нет. Эксперты считают, что это фактически означает новый виток политического противостояния между Турцией и Россией.
«Официальных источников нет — ни письма, ни заявлений», — поясняет ведущий эксперт рынка зерна ИКАР Евгений Зайцев. Информация из неофициальных источников о том, что Турция по факту заблокировала беспошлинные поставки пшеницы и кукурузы из России, поступила к экспертам вечером 15 марта, говорит он, но «все молчат уже третий день».
По неофициальным сообщениям с рынка, Турция остановила поставки не только пшеницы и кукурузы, но и масла, и других культур, таких как рис, горох и прочих — всех видов сельхозпродукции.
В Минсельхозе на запрос «Газеты.Ru» ответили, что официальных заявлений от государственных структур Турции по данному вопросу не было. «В настоящее время Минсельхоз России ведет работу по прояснению ситуации», — сообщили в пресс-службе.
Замглавы Минэкономразвития России Алексей Груздев заявил прессе, что власти Турции не подтверждают введение ограничений на беспошлинный импорт российской пшеницы.
«У нас состоялись встречи с профильными ведомствами Турции: Минэкономики, Минсельхоз не подтверждают введение каких-либо ограничений. Мы сейчас проверяем эту информацию, в том числе с участниками бизнес-сообщества, компаниями, которые задействованы в поставках», — цитирует чиновника РИА «Новости».
Евгений Зайцев отмечает, что по общему правилу у Турции действует ввозная пошлина на пшеницу — 130%, однако наряду с этим создан механизм выдачи лицензий на беспошлинный ввоз.
Он уточнил, что эти поставки не ориентированы на внутренний рынок, а созданы в основном для мукомолов с целью дальнейшей перепродажи муки на экспорт. В четверг, по его словам, эта работа по беспошлинному ввозу пшеницы из России была прекращена.
В запретный список, по данным участников рынка, попали и другие страны, в том числе США, но эти страны почти ничего или совсем ничего не ввозят в Турцию. Такая же ситуация с кукурузой: прекращен беспошлинный ввоз из России и Греции.
«Но Греция также вряд ли что-то туда ввозит. Поэтому делаем вывод: здесь больше политики, чем зернового рынка, поскольку нацелено все на Россию, остальное так — для замыливания глаз», — говорит Зайцев.
Стоит отметить, что во время недавних переговоров в Москве президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Владимира Путина российский лидер сообщил, что межгосударственные связи между Россией и Турцией восстанавливаются быстрыми темпами, кроме того, возобновление получили торгово-экономические отношения двух стран.
Россия действительно сняла часть санкций с Турции, которые наложила в ноябре позапрошлого года после того, как в Турции был сбит российский военный самолет. Но часть санкций осталась — в том числе запрет на ввоз ряда продуктов: томатов, кур, лука, капусты и других.
«Может, я и не прав, но, по-моему, это неурегулированность самого их больного вопроса, который называется томаты, — рассуждает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — Это большой кусок, и для Турции, где сейчас как раз тепличные хозяйства начнут активно работать, и у нас импорт до полумиллиарда долларов доходил. Соответственно, Турция ставит вопрос: как нам дальше жить?».
По его словам, совершенно очевидно, что Турция использует зерновые поставки как механизм давления. Важно учитывать также то, что Турция в основном выполнила свою экспортную программу по зерну и у нее появилась возможность «играть в эти вещи». «Самое неприятное во всей этой истории — это то, что бизнес теряет доверие с обеих сторон», — говорит Корбут.
Новыми санкциями (если они будут введены) Турция нанесет вред и самой себе, добавляет Евгений Зайцев из ИКАР, потому что рост цены на зерно при сокращении предложения неизбежен.
В этом сезоне, по оценке Минсельхоза США, Турция импортирует 4,8 млн тонн пшеницы, из которых более 2 млн получила из России. В прошлые годы наша страна закрывала 70–71% потребности Турции в зерне: 4,2 млн тонн в сезоне-2014/15, и 3,1 млн тонн — в 2015–2016 годах.
Альтернативными поставщиками для Турции остаются черноморские страны — Украина, Румыния и другие, в том числе европейские страны, в зависимости от их возможностей.
«Без зерна она не останется, но вопрос повышения цены, а в Европе добавляется еще и вопрос по качеству», — говорит Зайцев.
У нас, по словам эксперта, тоже есть другие рынки, хотя дальние направления немного «отрезаются» во второй половине сезона — там выходят свои игроки. Сохраняется Африка, Египет, можно поставлять и на Ближний Восток.
«До конца сезона (длится с 1 июля до конца июня) остается всего три месяца, это смягчает ситуацию. Если бы такое произошло вначале — была бы паника», — говорит он. «Того гляди, откроется Иран», — добавляет Корбут. Если поставки туда станут возможны, то Россия будет продавать в эту страну и кукурузу, и пшеницу, и ячмень, и горох, уточняет он.
Россия сегодня лидирует в мировом списке экспортеров пшеницы, и ранее на этот сельскохозяйственный год (с июля 2016 года по июнь 2017-го) прогнозировалось сохранение позиции, в том числе благодаря рекордному урожаю прошедшего лета — 119 млн тонн зерна, по данным Росстата, в том числе 73,3 млн тонн пшеницы. Экспортный потенциал зерновых вырос до 40 млн тонн, заявил министр сельского хозяйства в конце декабря.
Как писала ранее «Газета.Ru», эксперты ожидали увеличения зернового экспорта в этом году. Экономисты РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ даже предсказывали России обретение статуса сельскохозяйственного нетто-экспортера, как за счет роста традиционного экспорта, так и благодаря выходу на мировой рынок с новыми товарами: общий рост объема экспорта в сельском хозяйстве вполне может в этом году превысить импорт, писали они в январе.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков уверен, что история с вероятным запретом на беспошлинный ввоз в Турцию российского зерна не может повлиять на нормализацию двусторонних отношений. «Нет, не может», — сказал Песков журналистам в ответ на вопрос журналистов.