Эксперты взяли условную уральскую семью с двумя детьми, где сын пойдет в первый класс, дочь — в пятый. В набор первоклассника включили сорочку, брюки, джемпер и школьные полуботинки, новый ранец, ручку, карандаш, тетрадь, альбом для рисования, фломастеры и спортивную форму — костюм и кроссовки. Стоимость товаров по сравнению с летом прошлого года почти не изменилась и составила 11290 рублей против 11323 рублей (минус 0,3 процента). В комплект принадлежностей для пятиклассницы также включили канцтовары, спортивную форму и новый портфель, но добавили полушерстяной школьный сарафан, блузку и ботинки. Выяснилось, что этим летом цена набора на 255 рублей ниже, чем в прошлом: 10640 рублей вместо 10895 (минус 2,3 процента).
В итоге, чтобы собрать детей в школу, нужно заплатить в этом году на 287 рублей меньше, чем в прошлом: 21931 рубль вместо 22218. Таким образом «школьный портфель» за год подешевел на 1,3 процента.
<!—
—>
Цены, по данным экспертов, снизились на одежду и обувь. Зато канцтовары, в том числе — ранцы, подорожали.
— Такая динамика связана с коронавирусными ограничениями: многие магазины столкнулись с резким спадом спроса и ограниченными возможностями дистанционной продажи детской обуви и одежды, что вынудило их снизить цены. В результате на рынке стала доминировать более дешевая продукция, — объясняет эксперт Уральского ГУ Банка России Владимир Бойко.
Рост цен на канцтовары начался в апреле, когда школы и детские сады перешли на дистанционный режим — родители покупали фломастеры, карандаши и альбомы, чтобы занять детей дома. Кроме того, большинство специализированных магазинов закрылись, многие поставщики уменьшили поставки либо вовсе прекратили существование. Это привело к сжатию предложения на рынке и стало дополнительным фактором роста цен на канцелярские товары.
— Действительно, в этом году собирать ребенка в школу было дешевле, чем в прошлом, — поделилась с «РГ» мама пятиклассницы Юлия Иванова. — Получилось сэкономить за счет скидок — на одежду, обувь, канцтовары. Многие интернет-магазины и обычные специализированные давали хороший дисконт, причем, активно рекламировали свои акции.