Разработка законопроекта об овербукинге в России зашла в тупик. Камнем преткновения стал размер компенсаций пассажирам, не попавшим на свой рейс. Официально авиакомпании настаивают, что не практикуют овербукинг, но пассажиры периодически сталкиваются со сложностями во время посадки на рейс. Минтранс предложил авиакомпаниям при выплатах ориентироваться на европейские тарифы, но авиаперевозчики, в свою очередь, посчитали, что не готовы к такому уровню компенсаций.
Российские пассажиры, которые не смогли попасть на рейс согласно купленным билетам, пока так и не смогут получить достойную компенсацию. При разработке законопроекта об овербукинге, то есть продаже билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне самолета, министерством был предложен европейский уровень компенсации, рассказали «Газете.Ru» в Минтрансе.
«Однако российские авиакомпании выразили неготовность работать в соответствии с предложенным уровнем компенсаций. В этой связи движение по данному вопросу считаем преждевременным», — сообщили в ведомстве.
Свой законопроект об овербукинге Минтранс обнародовал в июне прошлого года. В документе отмечалось, что, если авиакомпания не сможет перевезти пассажира на рейсе, указанном в билете, она должна проинформировать его об альтернативном варианте воздушной перевозки до пункта назначения. Однако если пассажир не согласен с предложением, договор перевозки расторгается, а пассажиру возвращается уплаченная сумма и предоставляется компенсация. Планировалось, что нормативный правовой акт вступит в силу во втором квартале 2016 года.
Как рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с деталями обсуждения, уровни компенсаций, которые предложили авиакомпании, основывались на данных по среднему тарифу на перевозку внутри России за период с 2010 по 2014 год.
При этом уровни компенсаций, предложенные Минтрансом, были значительно выше.
Так, за задержку прибытия пассажира в пункт назначения от двух до шести часов ведомство предлагало установить выплату в размере 12 тыс. руб., тогда как компании были согласны только на 6 тыс. руб. Если задержка составила более суток, то по замыслу Минтранса авиакомпания должна компенсировать пассажиру 28 тыс. руб., а компании предлагали не более 20 тыс. руб.
«Уровень среднего тарифа у российских перевозчиков составляет около 6 тыс. руб. и имеет тенденцию к снижению. Таким образом, обеспечить компенсации за отказ в перевозке при сохранении обязанности перевозчика доставить пассажира первым возможным вариантом в сумме от 12 тыс. руб., предложенные Минтрансом, невозможно. Это значит, что весь проект внедрения овербукинга теряет свою целесообразность», — поясняет собеседник «Газеты.Ru». При этом источник подчеркивает, что законопроект не освобождает авиакомпании от обязательств по перевозке пассажира. «То есть компания должна будет выплатить пассажиру компенсацию и доставить до пункта назначения», — добавил собеседник.
Он напоминает, что, по данным Росстата, средняя заработная плата по России (данные за 2014 год) составила около 32 тыс. руб.
«Таким образом, обеспечивать компенсации за отказ в перевозке на уровне средней заработной платы безосновательно и не имеет аналогов в мировом законодательстве», — уверяет собеседник, добавляя, что Минтранс занял жесткую и неконструктивную позицию и даже не стал обсуждать возможность снижения суммы компенсации для пассажиров.
Как пояснил «Газете.Ru» директор института воздушного и космического права Aerohelp Олег Аксаментов, сейчас по закону никто из российских авиаперевозчиков не имеет право применять овербукинг.
«С точки зрения российского законодательства это неправомерное действие. А если говорить прямо — это мошенничество. Овербукинг предполагает продажу билетов больше, чем мест в самолете. Европейцы и американцы овербукинг легализовали. Если пассажир становится «лишним» на рейсе, ему так и говорят: овербукинг. Пассажир разворачивается и идет в кассу за компенсацией», — отмечает Олег Аксаментов, добавляя, что в России есть компании, которые практикуют овербукинг, но они говорят пассажиру, что это, например, сбой в системе или замена самолета.
«Пассажирам предлагают вернуть деньги за билет без штрафов. Пассажир в этом случае слабая сторона», — констатирует Аксаментов.
Российские авиакомпании не признают наличия такой практики. Представители S7, «ЮТэйр» и «Аэрофлота» уверяют, что на текущий момент не практикуют овербукинг. «Мы не применяем овербукинг. Для этого у авиакомпаний нет юридических оснований. Закон не принят», — пояснил представитель S7.
Однако пользователи часто жалуются на подобные проблемы. Корреспондент «Газеты.Ru» в мае прошлого года лично столкнулся с ситуацией, которую иначе как овербукингом не назовешь. Группа журналистов — от 10 до 15 человек — не смогла вылететь из Москвы в Казань по своим билетам, так как на рейс одной из российских авиакомпаний, по словам ее сотрудников, больше не было мест. На просьбу прояснить, почему пассажиры не могут улететь по своим билетам, представитель авиакомпании лишь разводил руками. Следующий рейс был только через несколько часов. В качестве компенсации сотрудники авиакомпании предложили пассажирам на выбор — либо разместиться на это время в гостинице у аэропорта, либо лететь в Казань бизнес-классом.
При этом, по словам главного редактора портала Avia.Ru Романа Гусарова, овербукинг — общепринятая система повышения продаж, которая направлена не на генерирование лишних пассажиров, а, напротив, на то, чтобы на рейс явилось ровно столько пассажиров, сколько вмещает самолет.
«На сегодняшний день в России если пассажир по какой-то причине оказывается «лишним», будь то овербукинг, техническая замена самолета или сбой в системе бронирования, он не получает вообще никакой компенсации при разрыве договора перевозки. Закон об овербукинге нужен именно для того, чтобы его применение было четко регламентировано, а компенсация пассажирам — прописана в законе», — уверен эксперт.
По его мнению, появление «лишних» пассажиров — это сбойная ситуация. «И это не всегда должно повлечь за собой отказ от перевозки. Практически всегда «лишних» пассажиров либо пересаживают в бизнес-класс, либо выплачивают им компенсацию, предлагая улететь следующим рейсом через несколько часов», — говорит Роман Гусаров.
К слову, овербукинг — распространенная практика за рубежом. Как рассказали «Газете.Ru» в авиакомпании Lufthansa, в 2014 году около 1,8 млн пассажиров, что составляет 4,7% всех пассажиров германского авиаперевозчика, либо перебронировали билеты в последний момент, либо пропустили свой рейс.
«Для того чтобы избежать наличия пустующих мест на рейсах, Lufthansa использует сложную систему прогнозирования, которая не только учитывает стандартный процент отмены билетов на данном конкретном рейсе, но и принимает во внимание мероприятия, проходящие в этом городе в данный момент, и даже национальные особенности», — рассказали в компании.
По мнению Романа Гусарова, в овербукинге важен принцип добровольности, чтобы не компания выбирала «лишних» пассажиров, а чтобы пассажиры сами соглашались стать «лишними». Он вспоминает случай, когда летел в Москву из Франкфурта германской авиакомпанией. Перед посадкой было объявлено, что на рейс зарегистрировано на 10 пассажиров больше, чем вмещает самолет.
Желающим добровольно остаться в аэропорту и улететь через два часа была предложена компенсация в 200 евро. В итоге количество желающих оказаться «лишними пассажирами» было превышено в четыре раза.
В Lufthansa уверяют, что с добровольцами обычно не бывает сложностей, так как им предлагается существенная материальная компенсация и все необходимое — питание или проживание в случае необходимости. В компании подчеркивают, что сумма компенсации зависит от расстояния поездки и от того, как поздно пассажир прибудет к месту назначения. Согласно данным Lufthansa, минимальный размер компенсации составит €125, а максимальный – €600.
Ранее за введение овербукинга выступал «Аэрофлот». По статистике компании, на каждый его рейс не приходит от 10 до 15% пассажиров. По словам источника «Газеты.Ru», близкого к «Аэрофлоту», авиакомпания продолжит консультации с Минтрансом по легализации овербукинга. Однако выплачивать слишком большие компенсации, аналогичные европейским, в компании не готовы. «В мире уже не первое десятилетие применяется практика овербукинга, и это отлаженный механизм, который позволяет авиакомпаниям увеличить доходность рейсов, но при этом не доставлять неудобства пассажирам. Размер компенсации должен учитывать российскую реальность, иначе овербукинг в России работать не будет, перевозчики не смогут увеличить доходность своих рейсов, что в свою очередь не позволит авиакомпаниям снизить стоимость перелета для конечного потребителя», — резюмировал источник.
Хотя официально в России овербукинг не признается, «Газета.Ru» предлагает читателям в комментариях рассказать, если им приходилось сталкиваться с подобными инцидентами.