Ирак может получить от Международного валютного фонда кредит на сумму $5,7 млрд. Деньги необходимы республике на сокращение дефицита бюджета в размере $21 млрд, который возник из-за резкого падения цен на нефть. Также Ирак сильно пострадал из-за действий ИГ. Но кредит еще требует одобрения исполнительного совета МВФ, а Ираку нужно пойти на непопулярные меры сокращения расходов бюджета. На лучшие времена в стране рассчитывают и российские игроки — «Газпром нефть» и «ЛУКойл».
Международный валютный фонд (МВФ) и Республика Ирак заключили соглашение о выдаче последнего трехлетнего пакета финансовой помощи в размере $5,4 млрд.
Средства будут направлены на борьбу с экономическим спадом, причиной которому стали война с «Исламским государством» (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в России) и низкие цены на нефть, пишет Reuters.
Сумма вспомогательного кредита будет переведена стране в рамках 13 траншей в течение трех лет, до июня 2019 года, рассказал глава миссии МВФ в Ираке Кристиан Джозс. Что касается возврата средств, то деньги надо будет вернуть в течение восьми лет, которые также включают трехлетний льготный период кредитования.
Размер процентной ставки составит от 1 до 1,5%, в зависимости от того, какую сумму решат одолжить иракские власти.
Цель программы заключается в достижении Ираком приемлемого, по мнению МВФ, уровня госзадолженности — 75% ВВП к 2020 году. В прошлом году этот показатель составлял 53%, но в нынешнем из-за политических и экономических проблем достигнет он уже 77%.
Соглашение пока предварительное — окончательное решение должен принять в июне-июле исполнительный совет организации. Но в Ираке уже возлагают на договоренности определенные надежды.
Помимо непосредственной суммы поддержки сделка с фондом, достигнуть договоренности по которой удалось после недельных переговоров, может позволить Ираку вернуться на международный рынок заимствований, заявил министр финансов Ирака Хошияр Зебари. «Программа помощи позволит нам выпускать облигации и улучшить наш кредитный рейтинг. Благодаря ей мы сможем выиграть время для того, чтобы провести столь нужные нам реформы», — отметил он.
Соглашение Ирака и МВФ станет первым шагом, который может убедить других доноров предоставлять больший объем финансирования, говорит Джозс. Так, обе стороны ожидают, что Ирак сможет получить в этом и следующем годах около $15 млн в виде помощи от МВФ, Всемирного банка и, возможно, стран G7, встреча которых состоится в Японии в мае, сообщает Bloomberg.
Тем не менее на пути кредитных средств стоят их условия выдачи.
Для получения финансовой помощи Ираку, как и другим странам, претендующим на поддержку со стороны МВФ, придется пойти на сложные, а где-то и непопулярные меры.
В их числе повышение налоговых и таможенных сборов, оптимизация цен на электроэнергию, усиление банковского контроля, направленное на борьбу с коррупцией и отмыванием денег. Пересмотреть нужно будет и расточительную государственную программу распределения продуктов. Речь также идет о сокращении миллиардных задолженностей перед зарубежными нефтегазовыми компаниями.
Как пишет Financial Times со ссылкой на некоторых местных политиков, есть вероятность, что правительство не сможет выполнить требования МВФ. Они могут вызвать недовольство среди граждан, а страна в последнее время и так сталкивается с протестами и беспорядками.
По экономике Ирака сильно ударило падение цен на нефть.
Ранее на «черное золото» приходилось до 95% доходов бюджета.
Сейчас баррель Brent торгуется у отметки $48,5, что более чем в два раза ниже значений июля 2014 года, когда котировки начали падать. Тогда баррель оценивался в $110. В 2015 году цена одного барреля снизилась примерно на 34%, с $55,38 в начале января до $36,6 в конце декабря. Сейчас цены еще на подъеме — в январе 2016 года они опускались до $28.
Только в этом году дефицит бюджета в Ираке без учета международной помощи ожидается на уровне $17 млрд, или 12% ВВП, следует из документов МВФ.
При этом Ираку придется снизить прогнозную цену на нефть, на основе которой сводится бюджет, что увеличит текущий общий дефицит в размере $21 млрд еще на несколько миллиардов.
Свой отрицательный вклад внесло и противодействие ИГ, которое захватило часть территории страны. Война вынудила покинуть свой дом более 4 млн иракцев.
Два рейтинговых агентства, S&P и Fitch, присвоили Ираку кредитный рейтинг B-, со «стабильным» и «негативным» прогнозами соответственно.
По данным Центробанка Ирака, в 2012 году рост экономики страны составил 13,9%, в 2013-м — 6,6%, а в 2014-м она просела на 2,1%. Но ситуация в ближайшее время может улучшиться.
Так, S&P считает, что в 2016 году экономическая активность страны вырастет на 0,3%, а в следующие три года будет расти на 5% ежегодно.
По прогнозу Всемирного банка, уже в 2016 году рост ВВП составил 3,1%, а в 2017 году — 7,1%.
Вероятно, поэтому свое присутствие в Ираке пока не сокращают международные компании, в том числе и российские. На данный момент из отечественных нефтегазовых компаний в Ираке работают «Газпром нефть» и «ЛУКойл».
Первая ведет работы в Иракском Курдистане (блоки Garmian, доля — 40%, Shakal — 80%, Halabja — 80%) и в мухафазе Васит (месторождение «Бадра»). На блоке Garmian «Газпром нефть» уже ведет промышленную добычу на месторождении Sarqala, накопленная добыча здесь на сегодняшний день составляет около 2,9 млн баррелей нефти.
Вторая компания, «ЛУКойл», занимается на юге страны разработкой крупнейшего месторождения «Западная Курна – 2». В конце апреля нефтегазодобытчик и иракский премьер-министр Хейдар аль-Абади договорились об увеличении добычи нефти и обсудили возможность увеличения российских инвестиций в нефтяной сектор Ирака.