Американские фермеры производят настолько много молока, что им приходится избавляться от него любыми способами: отдают в благотворительные фонды, расширяют школьное меню и разрабатывают с крупными корпорациями новые блюда. Иногда молоко приходится просто выливать — и для европейцев это плохой сигнал.
За первые 8 месяцев 2016 года американские фермеры избавились от 160 млн литров молока, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на данные Департамента сельского хозяйства США. Молоко выливали прямо на поля, сливали в компостные ямы, поили им домашний скот или даже оставляли посреди дороги во время транспортировки.
Излишков молока хватило бы на то, чтобы заполнить 66 олимпийских бассейнов, и это наибольший объем потраченного впустую молока за последние 16 лет.
Производители изо всех сил стараются найти новые способы сбыта, например, увеличить порции молока в школьных обедах или изменить рецептуру теста для тако и маффинов. Но многие даже не могут позволить себе отвезти молоко к месту сбыта по текущим ценам, которые упали на 36% по сравнению с 2014 годом, так как расходы на транспортировку превысят прибыль.
«От молока избавляются везде, от Миннесоты до Новой Англии», — говорит Кен Нобис, глава Ассоциации производителей молока Мичигана. Члены этой организации переоборудовали свои молочные заводы в Овиде и Константине, купив оборудование для обработки дополнительного миллиона фунтов сырого молока каждый день. Также ассоциация пожертвовала более 300 тыс. литров молока в продовольственный фонд.
Тем не менее летом ассоциации пришлось сбросить партию избыточного обезжиренного молока и использовать его в качестве удобрения, потому что ей не удалось найти водителя, который смог бы перевезти это молоко на завод со свободными мощностями в штате Висконсин. «Избавиться от молока — очень трудное решение. Никто не извлекает из него вообще никакой пользы», — рассказывает Кен Нобис.
Молочные партнеры
Как раз два года назад производители мяса и молока в США начали расширять производство в ответ на возникший дефицит, и это подготовило почву для профицита. В этом году фермерам удалось собрать впечатляющий урожай кукурузы и сои, а также мяса птицы и крупного рогатого скота. В результате цены на продукты питания в США резко упали, а доход хозяйств неуклонно снижается — уже третий год подряд.
11 октября министерство сельского хозяйства США (USDA) заявило о намерении потратить $20 млн на покупку сыра чеддер у фермеров, и это уже второе вмешательство властей в ситуацию на рынке за последние три месяца. Одновременно с этим компания Dairy Management (де-факто маркетинговая фирма, услуги которой оплачивают 43 тыс. американских фермеров) инвестировала десятки миллионов долларов на разработку нового, насыщенного молоком меню для McDonald’s, Taco Bell, Domino’s Pizza и еще десятка компаний, которые она называет «молочными партнерами».
К примеру, McDonald’s было предложено заменить маслом жидкий маргарин, который используется в утреннем меню для приготовления сэндвичей, маффинов и булочек. Новый рецепт был представлен в 15 000 ресторанов в сентябре 2015 года. По словам пресс-секретаря компании Бекки Хэри, замена маргарина маслом была частью «перехода к простым ингредиентам» и привела к «двузначному росту продаж яичных макмаффинов».
Переключение компании на использование сливочного масла позволит нарастить потребление молока на 300 млн литров ежегодно.
Благодаря увеличению доли сыра в пиццах и масла в булочках коммерческое потребление этих двух продуктов выросло в июле год к году на 4%. В среднем в прошлом году каждый американец съел дополнительно около 0,5 кг масла и сыра, следует из данных министерства сельского хозяйства.
В прошлом году Dairy Management увеличила инвестиции в стратегическое партнерство до $30 млн — почти вдвое больше, чем в 2010 году, когда сотрудничество с крупными компаниями только начиналось.
Даже владельцы органических молочных ферм, чьи расходы вдвое превышают издержки обычных фермеров из-за меньшего объема производства и дорогостоящих кормов, вынуждены продавать молоко традиционным молочным заводам, чтобы избавиться от продукта.
«В Калифорнии существуют производители, которые так хотят получать органическое молоко, что приезжают за ним на наш рынок в Атланту», — рассказывает Эрик Ньюмен, вице-президент по продажам в компании Organic Valley из Ла Фаржа, Висконсин. В текущем году этот молочный кооператив поставлял сухое молоко клиентам в Европу с огромной скидкой. «Это просто кошмар», — признается Ньюмен.
Русский след
На низком уровне находятся цены на молоко и в Евросоюзе. На фоне отмены квот на производство молока и введения российских продуктовых контрсанкций европейские страны столкнулись с профицитом. В июле цена на литр молока упала до 7-летнего минимума, до 0,2563 евро (по данным Евростата). Но с августа цены начали легкое повышение. Этому способствовало сокращение производства молока в ЕС.
Молочное производство в Евросоюзе является субсидируемой отраслью. В середине июля власти союза приняли решение поддержать производителей пакетом субсидий на общую сумму в €500 млн.
Тема перепроизводства продуктов питания и потребительских товаров приобретает особую остроту в свете переговоров США и ЕС по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП).
В Европе многие политики и эксперты полагают, что снятие заградительных барьеров, унификация регулирования и стандартов — это шаг в интересах американских компаний. Их издержки ниже (прежде всего из-за более низких налогов и расходов на труд), а значит и цены более конкурентные, чем у европейцев. Что будут делать сельхозпроизводители Старого Света, если вдруг им сократят или вообще отменят субсидии, неизвестно. Вероятнее всего, часть из них сможет удержать свою рыночную нишу, часть закроется или будет поглощена американцами. И молочников это коснется самым непосредственным образом.
Пока власти ЕС под нажимом общественности притормозили переговоры по ТТИП. Звучат громкие слова и обещания биться за европейские интересы до конца.
Недавно глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что Европа продолжит переговоры с США, но отказывается «вставать перед американцами на колени», сообщает французская газета Le Figaro.
«Мы будем вести переговоры, но Европа не встанет на колени перед американцами. Мы не бросим на ветер те принципы, которые обеспечили успех Европе», — сказал он в Париже, где находился с рабочим визитом.
При этом Юнкер добавил, что это «не должно выглядеть так, будто мы изолируемся от остальной части мира».
Можно верить или не верить этим патетическим словам Юнкера, но узнать, о чем договорятся ЕС и США, можно будет только уже постфактум, поскольку переговоры и проект текста соглашения засекречены.