«Минфин не вводит никаких дополнительных экологических платежей, — говорится в сообщении министерства. — В настоящее время в России уже действует экологический сбор, который уплачивается за негативное воздействие на окружающую среду. Бизнес неоднократно просил систематизировать платежи, которые сейчас уплачиваются при реализации предпринимательской деятельности. При разработке новых подходов к регулированию неналоговых платежей, было принято решение включить в Налоговый кодекс платежи, близкие по своей природе к налогам и сборам. Именно в рамках этой работы взамен действующего экологического сбора предлагается включить в НК экологический налог».
<!—
—>
Сам бизнес выступает за наведение порядка в сфере неналоговых платежей. «Находясь за рамками Налогового кодекса, они носят постоянный характер, представляя собой, по сути, систему квазиналогов. Вместе с тем администрирование таких платежей осуществляется отдельными ведомствами по различным правилам, что создает почву для негативных явлений. Поэтому упорядочение в этой сфере действительно необходимо», — говорит президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
Минфин подчеркивает, что «тут не предполагается увеличения налогового бремени, налоговой нагрузки. При замене экологического сбора на экологический налог, его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды». Однако это не совсем так. Затраты бизнеса возрастут. Если экологический сбор будет перенесен в НК, то его администрированием должна будет заниматься ФНС. При этом предпринимателям придется обновить базы и программное обеспечение, наладить работу своих служб, что потребует дополнительных финансовых вложений, отмечают в ТПП.
Не исключена и ситуация аналогичная той, которая сложилась со страховыми взносами, когда передача администрирования привела к возникновению множества ошибок, несоответствий показателей и баз. При этом налоговые органы, руководствуясь жесткими положениями НК РФ, приостанавливали операции по счетам, доначисляли отсутствующие по факту недоимки, штрафовали и пр. Не стоит забывать и про возрастающую возможность уголовного преследования по «налоговым статьям».
Минфин указывает, что «речь идет лишь о систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес, чтобы сделать этот процесс более прозрачным и удобным для бизнеса». «Улучшение администрирования экологического сбора будет способствовать более качественному экологическому развитию, а также будет стимулировать бизнес к более бережному отношению к окружающей среде и ее загрязнению. Это в свою очередь создаст комфортные условия проживания для всего населения нашей страны», — говорится на сайте Минфина.
Однако сегодня все неналоговые платежи в отличие от налогов имеют целевой характер и направлены на формирование соответствующих фондов. Если будет введен экологический налог, то все поступления будут поступать в бюджет без «окраса». Вопрос в том, будут ли они в полном объеме перераспределяться в соответствующие фонды.
<!—
—>
Такие платежи являются отраслевыми и уплачиваются только организациями, осуществляющими конкретный вид деятельности. «Синтетический» перенос квазиналогов может негативно отразиться на бизнес-климате и снизить инвестиционный потенциал отдельных отраслей. Поэтому простой перевод неналоговых платежей в налоги бизнес-сообществом воспринимается неоднозначно. «Если оценивать предложение Минфина о замене экосбора экологическим налогом с этой точки зрения, то более перспективной представляется реализация предложения о доработке в сжатые сроки проекта федерального закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Это позволит создать законодательный каркас для всех неналоговых платежей, а не вводить их в сферу действия НК РФ от случая к случаю», — считает Сергей Катырин.