Рубль станет основной денежной единицей в самопровозглашенной Луганской народной республике. ДНР также заявляла о переходе на рубль как основную валюту расчетов. В российских банках не исключают влияния такого шага на устойчивость рублевой зоны. Бизнесмены Донбасса рассказали «Газете.Ru», какие схемы взаиморасчетов используются в зоне конфликта: популярностью пользуется не только российский рубль, но и транзакции в долларах между офшорами.
Самопровозглашенная Луганская народная республика (ЛНР) признала основной денежной единицей российский рубль. Постановление Совета министров ЛНР вступит в силу с 1 марта 2017 года. В документе поясняется, что рубль станет официальной денежной единицей на территории республики.
Этот шаг необходим «в целях принятия мер по стабилизации финансово-денежной системы, а также в связи с осуществлением финансовых операций на территории Луганской народной республики преимущественно в российских рублях», уточняется в постановлении совета министров ЛНР.
Такое заявление власти ЛНР делают не впервые. Еще в сентябре 2015 года совет министров ЛНР также заявлял о том, что основной денежной единицей становится рубль. Тогда тоже говорилось о том, что это делается «в целях принятия мер по стабилизации финансово-денежной системы, а также в связи с осуществлением финансовых операций на территории Луганской народной республики преимущественно в российских рублях и резким снижением гривневой наличной денежной массы».
Ранее, в мае 2015 года самопровозглашенная Донецкая народная республика объявила о начале выплате пенсий в российских рублях.
Причина преимущественно рублевых операций в Донбассе — в том, что в 2014 года официальные киевские власти начали экономическую блокаду Донбасса: на территории непризнанных республик не работают подразделения Нацбанка Украины и другие госструктуры. Прекратились выплаты пенсий и зарплат бюджетникам, в банках и банкоматах невозможно было снять деньги, провести официальные безналичные расчеты.
Транзакций между самопровозглашенными республиками Донбасса и Украиной не существует с августа 2014 года, когда перестала работать банковская система. Товарная блокада наступила с 1 января 2015-го.
Обе непризнанные республики сначала пытались ввести мультивалютные системы расчетов, которые предполагали возможность производить транзакции в российских рублях, украинских гривнах, американских долларах или евро. Но из-за финансовой блокады со стороны Украины и резкого сокращения товарооборота объем гривневой наличной денежной массы сильно сократился. К августу 2015 года уже больше 80% оборота валюты и совершаемых операций в ЛНР приходилось на российские рубли, писал «Интерфакс».
Недавно, Служба безопасности Украины (СБУ) заявила, что обнаружила российский благотворительный фонд, который под видом поддержки международных гуманитарных проектов финансировал ЛНР.
По данным СБУ, в бюджете ЛНР на первый квартал 2017 года предусмотрено поступление более 11 млрд руб, однако, как утверждает ведомство, ополченцы способны сами собрать только 2 млрд руб. Остальная сумма запланирована якобы в виде получения финансовой помощи от России, причем СБУ утверждает, что ее назначением занимается правительство России, а проект бюджета согласовывался народным советом ЛНР с российскими министерствами.
Согласно сообщению СБУ, денежные средства переводились через фонд, зарегистрированный в конце 2015 года московским Международным расчетным банком, а президентом организации является гражданин России.
По данным СБУ, средства из одного российского благотворительного фонда направляются в государственный банк ЛНР. Украинская сторона утверждает, что таким образом ЛНР покрывает отрицательное сальдо бюджета.
В январе 2017 года завершились затяжные консультации об оплате украинского водоснабжения на территории ЛНР — без контактов между ополченцами и государственной украинской компанией «Попаснянский водоканал». В итоге была создана фирма-посредник, которая уже получила первые 10,5 млн гривен за воду, потребленную в ЛНР, и перевела эти средства на счет «Попаснянского водоканала».
Источник «Газеты.Ru» из самопровозглашенных республик, ведущий бизнес с Украиной, рассказал о «серых» схемах обращения валюты в зоне конфликта.
«Первая, самая простая, — наличные. Неважно, какие: рубли, доллары, гривны. «На себе» можно вывезти очень много. 500 тысяч рублей — это всего одна упаковка толщиной в палец пятитысячными купюрами, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Соответственно, товар заходит контрабандой, просто платится мзда на блокпостах».
«Вторая схема: мое предприятие на Украине платит за товар в гривнах, а на территорию ЛНР и ДНР он заходит уже контрабандой, — добавил бизнесмен. — Третья схема: деньги идут из офшора в офшор. А товар – также контрабандой».
По его словам, в ЛНР и ДНР существует вариант бестоварных операций с украинскими предприятиями. Эта схема основана на взаимном доверии бизнесменов.
«Идут компенсационные сделки. Контрагент фирмы в ДНР оплачивает товар для украинской фирмы в России. Украинское предприятие делает то же самое. Взаимозачет на границе ЛНР и ДНР идет в товаре, — рассказал источник «Газеты.Ru». — Схем много, и они работали в 90-х. Сейчас просто в связи с войной реанимировались. Для того чтобы товар поступал в ДНР, деньги здесь не нужны. Главное — чтобы они у тебя были и ходили по миру! В эпоху интернета запрещать что-то бессмысленно».
Сейчас на территории ДНР и ЛНР в свободном обращении находятся только рубли. Все остальные виды валют можно получить в обменных пунктах.
Впрочем, около 15% населения самопровозглашенных республик получают зарплаты в гривнах, — на карточки, эмитированные украинскими банками. В связи с этим есть целый бизнес. Конторы, обналичивающие и меняющие любые суммы с карт любых банков России и Украины, обычно берут за эти услуги 5-6% с суммы. В начале конфликта на востоке Украины эта комиссия достигала 30%.
Переход Донбасса преимущественно на российскую валюту может оказать влияние на устойчивость рублевой зоны. «Какие последствия будут еще для рублевой зоны — надо посмотреть, изучить», — заявил сегодня президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин в разговоре с «Россией 24». По его мнению, «ситуация обостряется». В российском ЦБ не стали комментировать решение луганских властей.