По мнению депутатов регионального Законодательного собрания, инициировавших принятие нового законопроекта, от владельцев транспортных средств бюджет края ежегодно будет получать дополнительно 413 миллионов рублей. Увеличение налоговой нагрузки ощутят в первую очередь владельцы дорогих и новых автомобилей мощностью более 200 лошадиных сил.
По мнению экспертов, предпосылки к росту транспортного налога в Прикамье есть. Так, в рейтинге эффективности региональной налоговой политики за прошлый год Пермский край находится на 79-м месте — в числе субъектов РФ, потенциал которых в области увеличения налоговых сборов высок.
<!—
—>
По словам председателя комитета по промышленности, экономической политике и налогам Законодательного собрания Пермского края Татьяны Миролюбовой, размер большинства налоговых ставок у нас значительно ниже максимального уровня, установленного Налоговым кодексом. Аналогичным образом складывается ситуация и с транспортным налогом — его размер для владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил близок к предельным значениям и выше, чем в среднем в ПФО. Для машин с двигателем мощностью выше 200 лошадиных сил ставка налога, наоборот, одна из самых низких в округе.
Не все народные избранники поддержали законопроект. Депутат Александр Третьяков считает, что по новым правилам больше будут платить не только владельцы дорогих и мощных транспортных средств, но и те, кто ездит на автомобилях мощностью от 100 до 150 лошадиных сил.
На фоне падения доходов населения это может вызвать социальную напряженность. Невысокий по сравнению с другими регионами размер ставок транспортного налога не является поводом к их повышению, считает депутат. Необходимо обосновать это предложение конкретными проектами, которые мог бы за счет дополнительных средств реализовать Пермский край в сфере транспортной инфраструктуры. А как скажется увеличение налоговых ставок на развитии транспортных предприятий? Не повлияют ли это на стоимость услуг для населения, ведь на мощные грузовые автомобили ставку предлагается увеличить почти на треть — с 58 до 85 рублей за лошадиную силу?
По мнению заместителя заведующего кафедрой учета, аудита и экономического анализа экономического факультета ПГНИУ, кандидата экономических наук Татьяны Пащенко, изменения направлены на перераспределение налоговой нагрузки на более мощные и новые транспортные средства с сопутствующим ее снижением на владельцев транспортных средств небольшой мощности и со значительным сроком эксплуатации.
<!—
—>
— Таксисты и небольшие грузоперевозчики не ощутят особой фискальной нагрузки, — пояснила эксперт. — Ставка налога по грузовому автомобилю мощностью от 150 до 200 лошадиных сил станет больше на два рубля. Для владельца грузового автомобиля с таким двигателем налог вырастет всего на 400 рублей в год, или на 1,6 рубля за один рабочий день. Понятно, что ценообразование у каждого свое, но пример приведен для понимания масштаба изменений на единицу транспортного средства. Для большегрузных транспортных средств изменения более значительны. Но опять же в год, а не на рубль продаж, как при расчете НДС.
Опасения малого бизнеса разделяет уполномоченный по правам предпринимателей в Пермском крае Вячеслав Белов. Для некоторых транспортных компаний, считает он, необходимо ввести пониженную ставку налога. В первую очередь это должно касаться предприятий, имеющих социальную значимость, например пассажирских перевозчиков.
Необходимо также рассмотреть дополнительные критерии адекватного расчета ставки налога. Одним из них может стать частота использования транспортного средства. Дело в том, что многие жители региона не используют автомобили ежедневно и не создают нагрузки на транспортную сеть. На балансе транспортных предприятий тоже есть автомобили, месяцами простаивающие в боксах. По мнению бизнес-омбудсмена, при расчете ставки транспортного налога необходимо учесть эти обстоятельства.
Кстати
По новым ставкам транспортного налога в Пермском крае меньше всего будут платить владельцы автомобилей мощность менее 100 лошадиных сил и старше 15 лет — 20 рублей за одну лошадиную силу. Владельцы машин такой же мощности, но моложе пяти лет — 25 рублей за лошадиную силу. Больше всего придется платить владельцам транспортных средств мощность более 300 лошадиных сил — 135 рублей за одну лошадиную силу.