Акционерам «Ямал-СПГ» не придется вкладывать в проект собственные средства, так как уже получено полное финансирование из внешних источников. Большую часть предоставили китайские партнеры, однако приняли участие и Сбербанк с Газпромбанком. Причем кредит последних был застрахован агентством ЭКСАР (входит в Группу Российского экспортного центра). Эксперты указывают, что благодаря одной из самых низких в мире стоимости сжижения газа, у ямальского СПГ хорошие перспективы на мировых рынках.
Проект «НОВАТЭКа» «Ямал-СПГ» получил все необходимое финансирование и выходит на финишную прямую. Как рассказали «Газете.Ru» в «Ямал СПГ», договоры с китайскими банками в совокупности с предоставленными средствами ФНБ и кредитными линиями российских банков обеспечивают необходимый проекту объем финансирования, привлекаемого из внешних источников.
«Это позволяет реализовать проект без привлечения дополнительных средств со стороны акционеров», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
Всего внешнее финансирование составило порядка $19 млрд. Банк развития Китая предоставил кредит на 5,06 млрд евро и 5,29 млрд юаней, Экспортно-импортный банк КНР — 4,28 млрд евро и 4,47 млрд юаней, еще порядка 730 млн евро поступило от Фонда «Шелкового пути». Еще 150 млрд рублей проект получил из Фонда национального благосостояния в обмен на выпущенные облигации, приобретенные Минфином. И наконец кредит на 3,6 млрд евро предоставили Сбербанк и Газпромбанк.
Причем этот кредит получил страховое покрытие от Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). В соответсвие с заключенным договором ЭКСАР предоставил ПАО Сбербанк и АО «Газпромбанк» страховое покрытие кредита в размере 3,6 млрд. евро на 15 лет, выделенного на ОАО «Ямал СПГ» в целях создания экспортно ориентированного производства сжиженного природного газа.
По словам гендиректора Агентства Алексея Тюпанова, эта сделка стала крупнейшей в истории существования ЭКСАР.
Как отметили в ЭКСАР, предоставление нового инструмента поддержки экспортно-ориентированных производств в России стало возможным благодаря изменениям, которые были внесены 21 марта в правительственное постановление «О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков». Страхование кредита для реализации экспортно ориентированного проекта «Ямал СПГ» — первая сделка в рамках нового продукта ЭКСАР.
По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, государство таким образом фактически страхует собственные деньги, так как Сбербанк является госкомпанией, а Газпромбанк близок к государству.
«Ямал-СПГ» — проект строительства завода по производству сжиженного природного газа, который будет поступать с Южно-Тамбейского месторождения (его запасы оцениваются в 926 млрд кубометров, проектный уровень добычи — около 27 млрд кубометров в год). Контрольным пакетом проекта (50,1%) владеет «НОВАТЭК», французской Total принадлежит 20%, китайская CNPC также владеет 20%, еще 9,9% принадлежит китайскому Фонду «Шелкового пути». Мощность «Ямал-СПГ» — 16,5 млн тонн сжиженного газа, предполагается строительство трех линий по 5,5 млн тонн.
Причем, как сообщалось ранее, 96% продукции уже законтрактовано, в основном потребителями Азиатско-Тихокеанского региона. Как пояснили «Газете.Ru» в «Ямал СПГ», речь идет об общих объемах продукции, то есть законтрактовано уже около 15,84 млн тонн СПГ. «Ямал-СПГ» «находится в стадии активного строительства», начало производства запланировано на 2017 год.
«Более 80% СПГ с проекта законтрактованы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, — рассказывает представитель «Ямал СПГ». — Но есть и контракт с испанской GAS NATURAL FENOSA. Важно, что российский газ не поставляется по системе трубопроводов в Испанию».
Несмотря на то, что порт Сабетта, через который будет отгружаться ямальский СПГ, считается арктическим, поставки будут идти круглый год — в период летней навигации напрямую потребителям АТР через Берингов пролив, в период зимней навигации — традиционным маршрутом через Суэцкий канал. Для «Ямал-СПГ спроектированы и строятся специальные танкеры ледового класса ARC7 (по российской классификации), позволяющие осуществлять круглогодичную навигацию без ледокольной проводки в западном направлении и в течение летней навигации — в восточном направлении по Северному морскому пути.
«У ямальского газа одна из самых низких стоимостей сжижения, что повышает его конурентоспособность и позволяет отправлять на дальние расстояния», — комментирует старший вице-президент Argus Вячеслав Мищенко.
Зампред правления НОВАТЭК Марк Джетвей 9 мая заявил, что себестоимость сжиженного газа с проекта «Ямал-СПГ» будет ниже $3 за тыс. куб. футов (прим.: это меньше $3 за миллион британских термических единиц.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин приводит февральские цены на СПГ в Англии и Бельгии — $4,02 и $3,9 за 1 млн БТЕ соответственно. При этом на рынках Японии, Китая, Кореи и Индии цена сжиженного газа находится в диапазоне $4,2-4,38.
Дальнейшее развитие и перспективы проекта «Ямал-СПГ» будут зависеть от условий, которые предложат поставщики сжиженного газа из США и Австралии, которые уже в 2018 году планируют ввести в строй новых мощностей по сжижению на 60 млн тонн и 53 млн тонн соответственно. Вячеслав Мищенко отмечает, что Австралия на сегодняшний день уже проигрывает, так как из-за роста затрат на свои СПГ-проекты цена австралийского газа будет выше, чем у ямальского.
В середине апреля Австралия заявляла о своих планах к 2020 году утроить экспорт сжиженного газа, доведя его до 75 млн тонн. По словам австралийского премьер-министра Малькольма Тернбулла, на тот момент, СПГ из Австралии будет обеспечивать 40% импорта Китая и Японии и 25% закупок Южной Кореи.
Штаты в начале года начали экспорт своего СПГ в Европу, однако пока это небольшие объемы (пока было отправлено лишь несколько танкеров-газовозов в Европу и Бразилию). В настоящее время в Америке работают первая очередь завода Sabine Pass и терминал на Аляске, их общая мощность составляет около 5 млн тонн в год.