В федеральном бюджете и бюджете федерального фонда ОМС нет выделенной статьи расходов на пилотный проект по обеспечению лекарствами больных после сосудистых операций. Минздрав не нашел источников финансирования «пилота» стоимостью 2,4 млрд руб. даже после прямого поручения президента министру здравоохранения Веронике Скворцовой.
Не зарезервировано — значит не существует
План Минздрава о внедрении в России лекарственного страхования не сработал и весной был фактически урезан до одного пилотного проекта по частичной оплате лекарств для больных после операций на сердце. Теперь под угрозой оказался и он.
От пилотного проекта могут отказаться, пишут в своем заключении на проект федерального бюджета и бюджета ФОМС эксперты РАНХиГС.
«Предполагалось, что соответствующие средства (2,4 млрд руб., по предварительной оценке Минздрава) будут зарезервированы в бюджете Федерального фонда ОМС. Отсутствие выделенной статьи расходов создает риски отказа от пилотного проекта», — указывают экономисты.
Деньги нужны, чтобы частично компенсировать стоимость лекарств пациентам, которые прошли стентирование — операцию по установке стента в коронарные сосуды. Операция устраняет симптомы атеросклероза (тошнота, одышка, тахикардия и прочие), но лечение и после вмешательства необходимо продолжать, поскольку сама болезнь не исчезает, как и факторы риска. Другое дело, что это уже для пациента небесплатно.
После коронарного стентирования нужно принимать дополнительные препараты, препятствующие развитию опасного осложнения — тромбоза стента, пояснил «Газете.Ru» завотделом кардиореанимации московской городской больницы №29 Алексей Эрлих. «В арсенале аптек для пациентов после планового стентирования есть как относительно дорогой, так и относительно недорогие препараты — дженерики. Принимать их, помимо всех других обязательных препаратов, нужно относительно недолго, обычно менее одного года», — добавил доктор.
О выделении средств на лекарства в марте 2016 года с президентом говорила лично глава Минздрава Вероника Скворцова. Из расчетов Минздрава следует, что на лекарства одному больному требуется чуть менее 40 тыс. руб. в год, всего 4,7 млрд руб. на лечение 120 тыс. прооперированных. Скворцова предложила компенсировать половину стоимости лекарств каждому больному и получила от Владимира Путина поручение подготовить соответствующее предложение.
На вопрос «Газеты.Ru», будут ли в результате выделены средства с 2017 года или пилотный проект так и не заработает, в Минздраве не ответили.
У ФОМСа собственных источников для финансирования проекта, скорее всего, нет. «Появиться источники там могут со стороны, иначе зачем она (Скворцова. — «Газета.Ru») их просила у президента?» — поясняет президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. Источником, по его словам, может также послужить экономия, которая нередко возникает в ходе программы «7 нозологий» (снабжение больных редкими заболеваниями дорогостоящими препаратами), «но это, конечно, плохое решение», добавляет он.
Не нашли реального источника
У Минздрава изначально был более глобальный план по внедрению лекарственного страхования, его поэтапную реализацию должны были начать в этом году, но министерство не смогло добиться политического решения о выделении денег, о чем «Газета.Ru» писала весной.
В начале ноября министр здравоохранения Вероника Скворцова вновь заявила, что лекарства скоро могут стать бесплатными для всех. Это «скоро» теперь отнесено к 2019 году, пояснила чуть позже глава профильного департамента Минздрава Елена Максимкина, которая еще в марте 2016-го обещала начать программу в течение месяца. Об источниках финансирования программы, которая предварительно оценивается в сумму от 200 млрд до 600 млрд руб. ежегодно, чиновники по-прежнему не говорят.
Единственный на сегодня проработанный «пилот» относится к компенсации лекарств для сердечников. Проект заявлен как уже разработанный и должен начаться с 1 января 2017 года повсеместно, на всей территории России, говорит директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. «Но при этом реального источника финансирования так и не нашлось, хотя президент давал распоряжение эти деньги найти», — беспокоится она.
То, что в бюджете нет специально выделенной статьи под это финансирование, — серьезная проблема, подтверждают эксперты. Это означает, что полностью готовый проект «однозначно не состоится»,
считает Попович. «К сожалению, федеральный фонд до сих пор не выполнил поручение президента и обещания министра», — констатирует она.
Общая практика такова, добавляет к этому Саверский, что пациенты в амбулаторном режиме получают лекарства бесплатно только по льготам, хотя лекарства, перечисленные в стандартах медицинской помощи или прописанные по решению медкомиссий, тоже должны быть бесплатными.
«Но стандарт сейчас игнорируется», — сетует Саверский. «Именно поэтому практика правоприменения не позволит компенсировать стоимость лекарств стентированным больным, если финансирование не будет маркировано особой нормой закона. Более того, оно может быть признано нецелевым использованием денег», — поясняет он.