Турция пыталась восполнить сокращение турпотока из России с помощью туристов из арабских стран и Европы, но безуспешно. О том, насколько снизились цены в турецких отелях, много ли россиян бронируют гостиницы через интернет и какие активы в Крыму интересуют турецких предпринимателей, рассказал в интервью «Газете.Ru» президент турецкого туристического фонда World Tourism Forum Булут Багджы.
— Удалось ли заменить упавший турпоток из России и Германии за счет туристов из других стран? Из каких?
— Россия и Турция пережили период охлаждения отношений между двумя странами. В результате поток российских туристов в Турцию сократился до 800 тыс. человек по итогам 2016 года.
Мы не смогли ничем восполнить турпоток из России, хотя мы рассматривали различные варианты и пытались перестроиться на другие рынки — туристов из арабского мира и Европы.
Но после того как наши отношения потеплели, количество российских туристов на побережье снова стало увеличиваться.
— Было ли зафиксировано снижение средней стоимости номера в отелях Турции в результате сокращения турпотока?
— Цены на отели в 2016 году действительно сократились, снижение составило в районе 20–25%. Это связано со многими факторами — в первую очередь со снижением уровня заполненности отелей и т.д.
Но так как в России в это время произошло обесценивание национальной валюты, то таким образом то снижение стоимости турецких отелей, которое произошло, в рублевом эквиваленте было сбалансировано.
Ожидать снижения цен на 50% невозможно. Падение цен лимитировано: как только цена снижается, заполняемость повышается, и цены вновь повышаются.
Сейчас турецкие отельеры предлагают воспользоваться программами раннего бронирования, в таком случае разница в стоимости проживания достаточно существенная.
— Большинство российских туристов едут в регионы средиземноморского побережья: Анталия, Бодрум и так далее. Есть ли в планах развить туристический потенциал других турецких регионов?
— Говорить о каких-то других направлениях можно, но человек, постоянно проживающий в России, обычно хочет провести отпуск там, где тепло, где есть море. Вы ищете то, чего нет у вас в стране. Такие районы, как Средиземноморье, привлекательны для российских туристов. В Турции есть места, похожие на российские курорты, — например, Трабзон на северо-востоке вблизи границы с Грузией. Но популярностью у российских туристов пользуются и будут пользоваться в первую очередь средиземноморские курорты, такие как Анталия, Алания, Бодрум, Фетхие, Кемер и т.д.
Россияне предпочитают отдыхать на юге, арабы — на севере. И вряд ли в ближайшем будущем турпоток из России кардинально перераспределится. Но есть и познавательный вид туризма. Те, кто интересуется историей, культурой страны, могут посещать другие достопримечательности. Есть опасные зоны — такие как юго-восток Турции. Там идет борьба с террористическими группами, там путешествовать неразумно и нелогично.
— С каждым годом растет число туристов, делающих бронирования через интернет. Какова доля интернет-бронирований у российских туристов? Она выше или ниже, чем у европейцев?
— Объем онлайн-бронирования действительно растет, но он пока не составляет большую конкуренцию для крупных туроператоров. Онлайн-продажи собирают по крупицам, а туроператоры ведут продажи оптом. Онлайн-резервирование не очень выгодно и для продавца, и для покупателя. Отель вынужден порталу, который занимается продажей, давать 20% комиссионных. В результате отельеры прибавляют эти проценты к цене номера. Покупатель тратит больше, продавец зарабатывает меньше. Выигрывает только онлайн-портал.
Россия не входит и в десятку стран по доле онлайн-бронирования, онлайн-продажи идут очень медленно.
Европейские потребители в этом отношении более активно пользуются онлайн-бронированием. Но это не плохо для российских туристов, так как в отношении цены они не переплачивают.
— Какие программы лояльности планируются в этом году для привлечения российских туристов?
— Цена уже снижена, куда еще лояльнее? Конечно, будет что-то делаться специально для привлечения туристов. Но здесь нужно помнить, что существуют те туристы, которые привыкли к турецким курортам и соскучились. Они привыкли к климату, кухне, отношению. Начиная с человека, который их встречает на ресепшене, и заканчивая официантом в ресторане и аниматором. Турция очень схожа с вашими менталитетом и пониманием жизни и вкуса жизни.
— Не опасается ли турецкий туризм, что будет открыт Египет и часть российских туристов поедет туда, а не в Турцию?
— В принципе, открытие египетского туристического рынка нас не пугает, но тут лучше спросить у самих туроператоров.
Открытие Египта нас не пугает по нескольким причинам: во-первых, в Египте был переворот, в результате которого к власти пришли «Братья-мусульмане», потом они были сброшены, и к власти пришли военные.
Впрочем, с точки зрения безопасности сложно что-то говорить: все может случиться где угодно.
Скажу так: если человек в каком-то месте счастлив, то он поедет туда. Если это Анталия — он поедет в Анталию, если это Египет — он поедет в Египет. В Турции созданы все условия для того, чтобы российский турист был счастлив.
— Теперь хотелось бы поговорить об обратном турпотоке. Что мешает увеличить турпоток из Турции в Россию?
— Для того чтобы привлечь туристов не только из Турции, нужно создать какие-то условия. Одно из них — исключение визы или упрощение получения разрешения на пребывание. Это не касается только России или только Турции. Куда бы вы ни поехали, если там стоит условие получения визы, это является хлопотами, которые никому не нужны. Таким образом, исключение из процесса посещения России необходимости получения визы повлечет за собой существенное увеличение турпотока.
— Интересен ли туристический рынок России как инвестиция для турецких предпринимателей? В частности, представляет ли такой интерес Крым?
— Крым — прекрасное место. Оно представляет определенный интерес для нас, в том числе в историческом плане.
Возможны сделки по покупке и управлению гостиничных объектов между турецкими и крымскими предпринимателями. Почему бы нет? С этой точки зрения Крым нам интересен.