О ходе строительства нового стадиона «Динамо», а так же трендах на рынке недвижимости «Газете.Ru» рассказал глава «ВТБ Арена» Андрей Перегудов.
— Вы впервые участвовали в программе ПМЭФ. Ваше яркое выступление на Форуме – это имиджевое продвижение или поиск новых партнеров?
-Я никогда не думал, что для меня, как профессионала в области недвижимости уже более 20 лет, эта площадка окажется профессионально ценной. Я ошибался. Даже если бы здесь не был представлен наш проект, который, наверное, сейчас является крупнейшим примером российско-итальянского сотрудничества (его стоимость — порядка $1,5 млрд), не оказаться здесь было бы неправильно — где еще есть возможность, будучи в составе делегации ВТБ, встретиться практически со всеми контрагентами. И еще я не могу не отметить новую площадку проведения Форума — было очень комфортно, атмосфера потрясающая.
-Как складываются взаимоотношения с иностранными партнерами в ходе реализации вашего проекта?
— Наш проект уникален. С самого начала он стал интернациональным, с первых архитектурных набросков и наработок, которые выполняли иностранные дизайнеры. Потом за дело взялся американец Дэвид Маника, который является одним из крупнейших мастеров в области спортивной архитектуры.
Мы смогли привлечь кредит, по тем временам, наверное, один из самых крупных — почти на 400 млн евро под очень льготный процент на 14 лет. Эти средства оказались весьма кстати. Мы до сих пор пользуемся этими средствами.
Что касается разного рода специалистов, консультантов, экспертов, инженеров, трудящихся у нас на проекте, то они представляют около 15 стран. Иностранные партнеры просят нас не увлекаться импортозамещением. При том, что в некоторых сегментах доля импортного оборудования объективно составляет 25-30% — отечественных аналогов нет или они не должного качества, к сожалению. Надеюсь, эта ситуация изменится.
«Газета.Ru» Глава «ВТБ Арена» Андрей Перегудов
— Как Вы оцениваете состояние рынка недвижимости сейчас?
-Недвижимость всегда была и остается самым безопасным, самым надежным вложением в периоды кризиса. Ничто так не страхует от рисков, как инвестиции в коммерческие объекты и в жилье. Конечно, бывает, что цена на жилье падает, но только если если оно выбрано не в тот момент и не в том месте. Вообще же хорошее расположение и хорошее качество объекта недвижимости надежно гарантируют сохранность инвестиций. В этом смысле я совершенно спокоен за наш проект и за инвесторов, которые вкладывают деньги, в частности в апартаменты или в коммерческую недвижимость. У нас один из самых надежных, с точки зрения инвестиций, проектов, который будет только расти в цене.
— А что сейчас происходит с рынком офисной недвижимости?
-Рынок офисной недвижимости наиболее подвержен кризисам. В такие периоды компании перестают переезжать, улучшать условия труда. Как только это происходит, темпы офисного строительства ощутимо замедляются, при том, что все равно становится ясно, что через некоторое время компании будут расти, менять локацию или открываться заново. Так что надо иметь определенное терпение и желательно попасть в правильный цикл.
В нашем случае с точки зрения тайминга мы не совсем попали в цикл, нам немного не повезло. Когда мы начинали планировать офисные здания, цены были несколько выше, чем сейчас. С другой стороны, у нас всего два здания в аренду, которые очень уютно вписываются в комплекс между отелем и жильем, в зеленом парке, со спортивной и вообще культурной инфраструктурой. Сдать их в аренду не представляется никакой сложности. Вопрос состоит только в том, по какой цене и как надолго они будут сданы. На мой взгляд, через несколько лет ситуация на офисном рынке тоже будет исправляться и встанет на нормальные московские цены. Коррекция, которая произошла, она естественна.
-Хотелось бы затронуть тему спорта. Как Вы думаете, реально ли Москве получить «Финал четырех» Евролиги в 2019 году? У Вас уже были какие-то переговоры по этой теме с дирекцией Евролиги?
— Баскетбольную Евролигу мы поддерживаем давно, уже три года. Благодаря нашим отношениям с ней и поддержке со стороны Сергея Борисовича Иванова в этом году в Евролиге играли три российских клуба, и два из них пробились в «Финал четырех» — впервые за всю историю участия российских команд в Евролиге. И особенно приятно, что выиграл Евролигу московский ЦСКА.
Что касается «Финала четырех» в Москве, это зависит от двух вещей. Первое – на каких условиях Евролига готова нам предоставить этот финал. Мы не хотим получить его любой ценой, мы хотим получить его на взаимовыгодных условиях. И второе – как решится вообще судьба Евролиги в ближайшие два-три года. Сейчас происходит ее трансформация, точнее, трансформация ее отношений с FIBA Европы, FIBA Мира. Очень важно понимать, что это будет за финал.
-И все-таки, я правильно понимаю, что с дирекцией Евролиги еще не было переговоров?
-Мы с ними постоянно в переговорах. У нас есть действующий контракт, срок действия которого просто истек после этого «Финала четырех». Мы планируем продлить его, обязательно акцентируя внимание на участии в турнире победителя Единой Лиги ВТБ. И второе – будем говорить о гарантиях, что финал 2019 года забронирован за Москвой, за «ВТБ Ареной» — как условие трехлетнего контракта с Евролигой.
— Вы анонсировали, что открытие стадиона будет отмечено премьерой фильма о Льве Яшине? Снимается ли уже этот фильм? На какой стадии съемки?
-Да. Как раз есть очень хорошие новости. Были найдены дополнительные средства, которые позволяют продюсеру картины Олегу Капанцу уже в этом году вести съемки фильма. Проводятся пробы, отбираются актеры на главные роли. Я видел список кандидатов.
— Можете озвучить?
-Так как не выбрали еще, то мне, конечно, трудно это сделать. Я, честно говоря, даже не ожидал, что такой серьезный список актеров может быть у фильма о спорте, и это очень радует. Конечно, Лев Иванович Яшин – особая фигура. Сыграть его самого, его красивую супругу Валентину Тимофеевну – особая ответственность.
-Три года назад мало кто верил, что реально построить две арены, по сути два разных объекта под одной крышей. С какими трудностями сталкиваетесь?
-У нас на архитектурном конкурсе в 2010 году было пять концепций. Три из них были с разнесенными двумя аренами. В одном случае она бы располагалась вместо части жилья или офисов. В другом, ее предлагали вместо Академии спорта. Ну и обе они должны были вписаться в исторический овал стены. А еще нам надо было предусмотреть коммерческий элемент, чтобы проект работал с финансовой точки зрения. С другой стороны, без детской академии спорта было бы совсем неправильно, потому что нам надо дать возможность детям тренироваться.
Наконец, сам стадион — чисто футбольный на 20–25 матчей в год, никак не может окупить расходы на строительство и содержание. В этом смысле, мы просто осознанно шли на усложнение проекта с технической точки зрения.
В то же время, если посмотреть на экономию, которую мы получаем сейчас, это единый энергетический центр для двух комплексов, это единая парковка, это единая система питания, большая централизованная кухня. Единая система удаления мусора. Система безопасности и контроля доступа, которая сейчас очень важна. В этом смысле, конечно, мы, наверное, и где-то экономим. Одновременно проводить два мероприятия мы все равно не будем, хотя технологическая возможность такая существует. Просто это разные группы болельщиков, разные типы боления. В конце концов, просто большая нагрузка на логистику.
— Укладываетесь ли в график?
-С точки зрения графика строительства мы анонсируем ту же дату открытия. Дату первого матча мы хотим назначить на 22 октября 2017 года. Сейчас думаем, какой это будет матч.
Думали, что это будет матч регулярного чемпионата, но «Динамо» для этого должно вернуться в высшую лигу, что, мы надеемся, произойдет. Тогда будет несколько легче. Ну, а впоследствии, когда мы раскрутим стадион,наверняка проведем какой-нибудь символический матч, повторяющий, может быть, славные юбилейные матчи со сборной Англии, сборной мира или, например, ремейк того самого исторического матча 1955 года со сборной Германии, который воспел Евгений Евтушенко…