«Зеленая» энергетика набирает обороты как на Западе, так и на Востоке. Все больше увеличивается доля возобновляемых источников энергии, которые постепенно теснят традиционные нефть, газ и уголь. Ряд стран планируют к 2035-2050 году полностью отказаться от ископаемых энергоносителей, перейдя на безуглеродное обеспечение. В перспективе это ударит по поставщикам традиционных энергоресурсов, и в первую очередь по России.
Ветряная генерация в Европе вышла на второе место, уступив лишь газовой, но уже обойдя угольную. Европейская ассоциации ветроэнергетики WindEurope в своем ежегодном докладе сообщает, что по итогам 2016 года генерация ветряной энергии в Европе превзошла угольный сектор и составила 153,7 ГВт (только в прошлом году было введено мощностей на 12,5 ГВт, что составило более половины всех введенных мощностей в ЕС вообще).
Наибольшую активность проявила Германия, где ветряная генерация увеличилась на 5,4 ГВт (при 50 ГВт общих ветряных мощностей). На втором месте Франция (1,6 ГВт при 12,1 ГВт общих), на третьем – Нидерланды (887 МВт и 4,5 ГВт соответственно). Успешны в установке новых ветряков также Финляндия, Ирландия и Литва. Инвестиции в отрасль за прошлый год в целом по Европе выросли на 4% и достигли 27,5 млрд евро.
Самую большую долю в энергобалансе, по данным WindEurope, ветряная энергетика занимает в Дании (36,8%). За ней следует Ирландия (24,7%) и Испания (19%). В Германии ветер обеспечивает 16% энергопотребления.
Несмотря на то, что традиционные энергоносители (нефть, уголь и газ) сейчас дешевы, многие страны активно развивают производство энергии из возобновляемых источников, в том числе и ветряную энергетику. Связано это в первую очередь с экологическими соображениями.
Согласно глобальному прогнозу, выпущенному британской ВР в конце января, наибольший прирост производства возобновляемой энергии в ближайшие 20 лет обеспечит (больше, чем ЕС и США вместе взятые) Китай.
Ранее сообщалось, что КНР только в период 2016-2020 гг. намерена инвестировать в возобновляемые источники энергии более $350 млрд. Китай в прямом смысле слова задыхается от угольного смога, но на ближайшее будущее главные надежды китайцев на альтернативу углю связаны даже не столько с ВИЭ (возобновляемой энергией), сколько с газом, который постепенно теснит уголь в энергобалансе страны.
Тем не менее, по оценкам ВР, хотя нефть, газ и уголь и останутся основными источниками энергии для мировой экономики, самым быстрорастущим энергоресурсом будут именно ВИЭ, потребление которых будет расти в среднем на 7,6% в год и в ближайшие 20 лет увеличится в 4 раза.
Причем произойдет это за счет роста конкурентоспособности солнечной и ветроэнергетики. А вот абсолютная доля традиционных энергоносителей к 2030 году снизится с 86% (на 2015 г.) до 75%.
«Зеленая» энергетика способна потеснить «ископаемую», но, как говорит глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин, на то, чтобы ВИЭ всерьез начали угрожать нефти, газу и углю, потребуется много времени.
«Однако та же Европа к этому целенаправленно идет, несмотря даже на резкое удешевление традиционных энергоресурсов на данный момент, — предупреждает эксперт. — Если в 2014 году 1 тыс. кубометров газа стоила более $400, то сейчас — менее $200».
Кстати, по словам Пикина, конкретно против угля помимо чисто природоохранных соображений играет тот факт, что за выбросы угольной энергетики приходится слишком много платить в рамках международных соглашений (речь идет о покупке дополнительных квот на выброс парниковых газов).
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин предупреждает, что неустойчивыми могут оказаться позиции не только угля, но и газа. «Рост доли возобновляемых источников неизбежен, — говорит эксперт. — Спрос на газ в Европе может снизиться значительно быстрее, чем представляется в нынешних прогнозах».
А это уже несет угрозу интересам России как ключевого поставщика газа на рынки ЕС.
Пока, впрочем, РФ чувствует себя более чем уверенно. Прошлый год стал рекордным в плане поставок «Газпрома» в дальнее зарубежье — они составили 179,3 млрд кубометров (исторический максимум, +12,5% по сравнению с показателями 2015 года), доля «Газпрома» на европейском рынке в 2016-м выросла сразу на 3 пункта и достигла 34%.
Прогнозы «Газпрома» вполне оптимистичны. Глава совета директоров холдинга Виктор Зубков в ходе Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) в конце января говорил, что уже через 13 лет доля газа в мировом энергобалансе сравнится с долей угля, а к 2040 году превзойдет ее, и газ «надежно займет второе место после нефти».
Главный экономист ВР Спенсер Дейл в ходе презентации глобального прогноза говорил, что к 2035 году доля импорта в газовом балансе Европы вырастет с 66% (на 2015 год) до 75%, что связано с истощением европейских месторождений.
«Тем не менее, тренд на ВИЭ набрал силу, и обратного хода уже не будет, — комментирует директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин. — Многие страны взяли курс на практически полное избавление от «ископаемой» энергетики и переход к так называемой безуглеродной».
Так, по словам эксперта, Германия (кстати, она является крупнейшим клиентом «Газпрома» в Европе, — ред.) планирует к 2050 году перевести 95% энергетики на «зеленые» рельсы. Швеция намерена перейти на безуглеродную энергетику к 2045 году, Дания — к 2035 г. Даже Китай хоть и не ставит перед собой пока целью полный уход от традиционных энергоносителей, собирается к 2050 году «озеленить» свой энергобаланс по меньшей мере на 50%.