Воскресенье , 24 Ноябрь 2024
Home / Экономика и финансы / Кризис: стратегия выживания

Кризис: стратегия выживания


В условиях падения реальных доходов почти половина россиян вынуждена усилить режим экономии. С этой целью люди не только сокращают покупки в магазинах и отказываются от обедов в кафе, но и придумывают менее очевидные способы сократить расходы. В основных направлениях оптимизации семейного бюджета разбиралась «Газета.Ru».

Главное в еде — это цена

Покупки россиян в магазинах теперь ограничиваются только самым необходимым, следует из информации, собранной маркетинговым холдингом «Ромир» в июле. Размер среднего чека уже пять месяцев подряд остается рекордно низким, на уровне трех-четырехлетней давности. А по сравнению с июнем 2015 года он потерял 55 руб., или почти 10% своей стоимости.

На питание граждане тратят уже больше половины своей зарплаты, при этом сокращая покупки молока (более чем на 15% за год) и шоколада (на 7,1%).

«Люди экономят на стоимости продуктов, иногда даже не обращая внимания на их качество — на первый план выходит именно цена. Они также отказываются от посещений кафе: поесть можно и дома, а на работу — взять с собой бутерброд, это намного экономичнее», — говорит президент Федерации отельеров и рестораторов Игорь Бухаров.

С начала кризиса спрос в разных ресторанах снизился на 15–35%, отмечает он. При этом люди, которые привыкли ходить в рестораны, пытаются найти новые заведения с чеком пониже, рассказывает Бухаров.

В ресторанах сети Goodman, ориентированных на клиентов с доходом выше среднего, посетители чаще стали пользоваться спецпредложениями и акциями, рассказал Михаил Макаров, генеральный директор ГК «Арпиком» (бренды Goodman, «Филимонова и Янкель», «Колбасофф», «Арпиком кейтеринг»). «Мы стали наблюдать отток гостей в вечернее время и приток в дневное. В период бизнес-ланча съесть стейк выгоднее, чем вечером», — говорит он.

Отток гостей в вечернее время и приток в дневное также отмечается в ресторанах «Колбасофф», хотя общий поток гостей не изменился, уверяет Макаров. Рестораторы также предприняли усилия, направленные на повышение продаж алкоголя: Goodman снизил цены на вино, «Колбасофф» — расширил ассортимент пива. «К тому же мы стали все чаще предлагать выгодные акции и устраивать в ресторанах развлечения», — заключает Макаров.

Страховка наполовину

Страховые компании видят изменение спроса по многим направлениям, но в некоторых случаях кризис, наоборот, стимулирует повышение спроса на страховку, рассказал представитель СГ «Альфа-страхование» Юрий Нехайчук. По его словам, это, например, касается страхования недвижимости. «Люди понимают, что страховка будет стоить гораздо дешевле, чем восстановление квартиры», — говорит он.

Страхование имущества (квартиры, дома и дачи) в 2015 году выросло на 13,7%, отмечает директор департамента СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов. Продажи каско при этом сократились на 20%, отмечает он, вслед за снижением продаж автомобилей на 37%.

Кроме того, люди стали рассматривать более дешевые продукты, с понятным набором рисков, отмечает Нехайчук. «Например, страхуют автомобиль только от тотального уничтожения либо от угона, — объясняет он. — Такие полисы стоят дешевле: можно в пределах 10 тыс. руб. купить себе неполное каско».

Некоторые россияне решают экономить даже на ОСАГО. «Это в целом говорит о решении отдельных водителей не исполнять требование закона и экономить на страховке», — считает Нехайчук. Тарифы на ОСАГО повысились, напоминает Дмитрий Кузнецов.

Страховщики предлагают различные решения, чтобы удержать клиента. Помимо эконом-продуктов, в СК «Согласие» рассматривают вариант рассрочки и скидок: для безаварийных водителей или за комплексное страхование, например, квартиры и машины одновременно.

Меньше эстетики, больше здоровья

Россияне стали больше внимания уделять своему здоровью, считает первый замгенерального директора «ВТБ Страхование» Олег Меркулов. По его словам, растет спрос на полисы добровольного страхования жизни и медицинские страховые продукты, позволяющие избежать непредвиденных расходов на лечение, в том числе пользуются популярностью детские медицинские страховки.

Одновременно спрос на самые дорогие услуги уменьшился, отмечает президент Ассоциации частных клиник Москвы Александр Грот. «Доходы сократились, это чувствуется», — говорит он.

В кризис люди откладывают операции и процедуры, направленные больше на эстетические, нежели оздоровительные цели. Спрос на лечение более или менее сохранился», — говорит он.

В салонах красоты отмечают снижение среднего чека и уменьшение спроса на дополнительные услуги. Прежде всего, по словам директора по франчайзингу сети «Точка красоты» Андрея Халева, сокращается спрос на стрижки в среднем ценовом сегменте (стрижка за 1 тыс. руб. в Москве и Московской области). Также заметно, что клиенты из бизнес-сегмента перемещаются в доступный (стрижка стоимостью 490 руб.). В сегменте «премиум» (например, в сети «Моне») отмечается падение трафика клиентов. Также растет доля потребления услуг по промоакциям, а спрос на вторичные услуги, например укладки, сокращается.

Экономия на впечатлениях

Сокращение реальных доходов населения серьезно сказалось на туристических возможностях россиян. В первую очередь сократилось число граждан, выезжающих за рубеж: это во многом обусловлено падением рубля по отношению к другим мировым валютам.

Количество выехавших за рубеж россиян в 2015 году упало на рекордные 25% по сравнению с 2014 годом. В 2016 году снижение турпотока за рубеж продолжилось: по итогам первого квартала число выехавших за границу россиян сократилось на 22% год к году, до 1,5 млн человек.

В 2016 году выездной турпоток может сократиться еще на 25–30%, прогнозировали аналитики Ассоциации туроператоров России (АТОР). Те россияне, которые все же решили поехать на отдых за границу, корректируют планы и ищут способы сэкономить. По оценке вице-президента Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина, средний чек на поездки по России и за рубеж сократился на 10% — до 25 тыс. и 35 тыс. руб. соответственно.

«Чтобы сохранить приемлемый уровень затрат, туристы выбирают более дешевые объекты размещения. Это особенно заметно по европейскому направлению — отели 3* среди россиян теперь значительно популярнее, чем 4*», — рассказала директор по маркетингу TBS Group Мария Конабеева. Помимо этого, сократилась и средняя длительность поездки: если раньше она составляла 9–11 ночей, то теперь 7–9 ночей. «Это позволяет сократить расходы на отдых на 10–15%», — отмечает эксперт.

Также при покупке путевки в Европу туристы чаще стали выбирать проживание с включенным в стоимость и завтраком, и ужином. Это позволяет сэкономить на походах в рестораны за территорией отеля.

«Средний чек в ресторане в Испании на двоих с вином — €60, за неделю — около €500. При этом разница в стоимости тура без питания и с трехразовым питанием обычно составляет не более €300–400. Экономия, как говорится, на лицо», — заключила Конабеева. При этом растет популярность внутреннего туризма: по прогнозу Ростуризма, его рост в этом году может составить до 30%.

Няня на все руки

О том, как могут экономить на домашнем персонале наниматели, рассказал генеральный директор сервиса «Помогатель.ру» Михаил Сорокин. Самой яркой тенденцией кризисных лет, по его словам, является стремление найти все в одном человеке. «Если нужна няня, то обязательно с функциями домработницы или репетитора, например, по английскому языку. Если нужна домработница, то с функциями повара или сопровождающего ребенка в школу, на занятия и так далее», — поясняет он. От такого подхода выигрывают и работодатели, которые получают экономию, и работники, которые могут претендовать на надбавку за многопрофильность.

Зарплатные ожидания соискателей, по данным «Помогатель.ру», в целом снизились, так как кризис заставил большее количество людей искать работу или подработку в сфере домашнего персонала. Весной 2015 года количество соискателей-нянь на сайте выросло на 24%, а домработниц — на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В 2016 году произошел небольшой отток (на 13 и 5% соответственно) из-за введения патентов для иностранцев, которым после этого стало невыгодно работать в России.

В Москве почасовые расценки на работу нянь снизились с 300 до 200 руб. в час, минимальная стоимость выхода домработницы — с 1,5 тыс. до 1,2 тыс. руб. «В других регионах цены иные, но снижение наблюдается аналогичное», — отмечает Сорокин.

Экономию можно получить и при подборе персонала, если не обращаться в агентства, а заняться этим самостоятельно, добавляет он. А вот сокращать зарплату уже работающему персоналу надо с осторожностью: например, няня, какое-то время работающая в семье, может утратить энтузиазм после такого решения, что негативно скажется на ребенке. Другое дело — домработница: с ней торг всегда уместен и замену найти легче, рассуждает эксперт.

В кадровом агентстве «Альконти» подтверждают, что наниматели стали экономить на услугах посредников: заказчиков стало немного меньше, говорит исполнительный директор агентства Елена Пронина. Предложение домашнего персонала значительно превышает спрос, признает она: на каждую заявку агентство может найти не меньше пяти кандидатур. Но изменения расценок в «Альконти» не замечают. «У нас почасовая оплата не изменилась, хотя и перестала расти в кризисное время», — говорит Пронина.

Поиск товарищей по шопингу

В интернете на волне кризиса все более популярными становятся совместные закупки, в том числе оптовые. Организаторы закупки, желающие сэкономить и немного заработать, находят покупателей на интернет-сайтах или специализированных группах «ВКонтакте», собирают заказы и делают одну оптовую закупку на всех.

Чтобы исключить наценку посредников на товары, надо объединяться с другими покупателями, призывает инструкция для начинающего закупщика на сайте repka.com: «Тогда можно сделать оптовый заказ у поставщика. А затем каждый возьмет из общей посылки свою вещь, получив ее без наценок», — говорится в пояснении на портале. Сэкономить таким образом можно до 50%, отмечается там же.

«Деньги переводят на карточку физического лица (организатора), гарантий тут нет, поэтому люди предпочитают знакомых», — пояснила «Газете.Ru» покупательница, которая пользовалась услугами одного из таких порталов и заказывала товары из США.

Товары по совместным закупкам приобретают разные, чаще одежду, более популярна детская, говорит она. Организаторы, по ее словам, зарабатывают на этом около 20% от суммы заказа.

Покупают таким образом не только одежду и не только за границей. Другая покупательница, многодетная мать из Подмосковья, рассказала, что приобретала через интернет дешевый чай, сладости, игрушки. «Продукты отечественные и белорусские, получается намного дешевле за счет закупки в опте», — сказала она.

С надеждой на 2017 год

Россияне стали более склонны к сбережениям, говорил в начале июля министр экономического развития Алексей Улюкаев в интервью «Газете.Ru». Сегодня, не зная будущего, люди ведут себя экономически рационально: готовят «подушку безопасности». Как быстро они выйдут из этого состояния, в Минэкономразвития не знают. На восстановление розничного товарооборота может потребоваться от полугода до полутора лет, считает министр, он перейдет в «положительную плоскость» в 2017 году.

В ближайшее время ожидать оживления спроса не приходится, говорит Алексей Балаев, руководитель направления макроэкономического моделирования Экономической экспертной группы. В третьем квартале этого точно не произойдет, считает эксперт, в конце года на статистику может повлиять сезонная составляющая и сравнение с низкой базой прошлого года. «Но если скорректировать на этот фактор, то я не вижу фундаментальных предпосылок для роста потребления. Об этом свидетельствует и индекс потребительских ожиданий Росстата», — говорит Балаев.

В течение этого кризиса, в отличие от быстротечного кризиса 2009 года, заметно больше сократилось потребление товаров первой необходимости. В целом люди в этот раз более «равномерно экономят» по статьям своих расходов, чем в прошлый кризис. Тогда, отмечает Балаев, адаптации потребительской модели к новым условиям не произошло: доходы восстановились довольно быстро, и на снижение успели среагировать только самые чувствительные направления расходов. «А сейчас уже поменялись ожидания, поэтому и потребительская модель настраивается на равномерную экономию по всем статьям», — заключает аналитик.

Советуем посмотреть

Банкир назвал три табу при выдаче ипотеки

Банки должны соблюдать некоторые правила при выдаче ипотеки. В первую очередь речь идет о запрете …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.