Чиновники Еврокомиссии готовятся начать проверку новых межправительственных соглашений по газу. Это может закрыть возможность для заключения подобных соглашений странам, не входящим в ЕС, в первую очередь России. Однако при этом ЕК намекает на необходимость межправсоглашения по «Северному потоку — 2». Если такое соглашение действительно будут заключать, судьба проекта фактически окажется в руках Брюсселя.
Еврокомиссия уже с начала следующего года может начать проверки заключаемых межправительственных соглашений по импорту газа в Европу. Об этом во вторник сообщает РИА «Новости» со ссылкой на еврокомиссара по энергетике и климату Мигеля Ариаса Каньете. По его словам, соответствующий документ уже в Европарламенте и теперь все будет зависеть от сроков, в которые его согласуют ЕП и Совет Евросоюза. При этом Каньете подчеркнул, что словацкое президентство в Европарламенте (Словакия будет председательствовать в Совете ЕС со второй половины 2016 года) «очень заинтересовано в этом вопросе». Предполагается, что чиновники ЕК будут предварительно давать оценку контрактам на поставку газа из стран, не входящих в Евросоюз. В случае несогласия Еврокомиссия может запретить соглашение.
Причем основной мишенью в данном случае является Россия. Как ранее писала Financial Times, Еврокомиссия опасается, что Москва навязывает восточноевропейским партнерам незаконные условия газовых контрактов.
Межправительственные соглашения на поставку российского газа, определяющие правовые рамки взаимоотношений «Газпрома» с партнерами, заключены с большинством стран Евросоюза, причем некоторые из них являются бессрочными. Брюссель намерен проверять новые межгосударственные соглашения, о чем сообщалось еще в начале текущего года.
Ключевую роль сыграла история с российским проектом газопровода «Южный поток». Россия договорилась с рядом стран о прокладке трубы через их территорию, взамен предоставив льготные условия по ценам на газ. Однако, по мнению Еврокомиссии, проект оказался не соответствующим Третьему энергетическому пакету ЕС, запрещающему, в частности, одной и той же компании заниматься поставками и транспортировкой газа. ЕК долго не давала своего одобрения, требуя, чтобы проект был приведен в соответствие с европейским антимонопольным законодательством. В итоге в конце 2014 года Россия от проекта была вынуждена отказаться.
Данных о заключении новых межправсоглашений нет. «Газпром» грядущие проверки комментировать не стал, отметив, что этим вопросом занимается правительство. В Минэнерго не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин говорит, что межправительственные соглашения тормозят газовую торговлю в Европе, и чем скорее «Газпром» перейдет на прямые переговоры с партнерами без участия правительств, тем лучше. Эксперт напоминает, что европейцы спокойно относятся к стабильно высокой доле импорта российской нефти и не паникуют из-за очень быстрого роста поставок российского угля — именно потому, что эти энергоносители импортируются напрямую.
«Европейцы хотят договариваться с «Газпромом» без участия Кремля», — поясняет Корчемкин.
Здесь, правда, возникает сложность, связанная с тем, что «Газпром» является госкомпанией, то есть государство в любом случае будет контролировать его деятельность. Но договор госкомпании, по словам Корчемкина, все равно существенно отличается от межправсоглашения, так как правительство в его заключении участия не принимает.
«Например, с Великобританией нет ни одного межправсоглашения, поэтому там и растут продажи российского газа», — указывает эксперт.
Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач указывает, что межправительственные соглашения выступали дополнительной суверенной гарантией исполнения взаимных обязательств. «Новая инициатива фактически накладывает запрет на такой формат сотрудничества, что, впрочем, негативного влияния на российские газовые поставки не окажет, — говорит эксперт. — Взаимодействие будет продолжаться в рамках чисто коммерческих контрактов».
При этом Еврокомиссия явно намекает на необходимость межправсоглашения по газопроводу «Северный поток — 2», который, как и «Южный поток», вызывает у ЕК много вопросов. В конце мая вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович говорил, что СП-2 не должен полностью основываться на российском законодательстве и должна быть создана специальная структура, используемая при столкновении различных правовых порядков. ЕК предложила Германии (основной партнер России по СП-2, именно на территорию Германии будет выходить труба, проходящая через Балтийское море) высказать идеи о том, какой могла бы быть эта структура.
При этом Шефчович напомнил соглашение Германии с Норвегией, не входящей в Евросоюз, и указал, что в нем были прописаны все моменты, на которые обращала внимание ЕК, в том числе и Третий энергопакет.
Германия, кстати, по этому поводу уже высказалась, заявив, что поддержит СП-2 лишь в случае, если проект не нанесет ущерба транзиту российского газа через Украину, не будет способствовать ограничению поставок из РФ в Восточную Европу и будет соответствовать европейскому законодательству.
И если межправительственное соглашение по СП-2 действительно будут подписывать, это даст лишние рычаги влияния брюссельским чиновникам, которые фактически будут решать судьбу проекта.
Однако и коммерческие соглашения Еврокомиссия пыталась регулировать. В законопроекте, предложенном ЕК, предусматривалось также согласование условий контракта с Брюсселем на предмет энергобезопасности.
«Но когда в феврале законопроект был одобрен, этот пункт из него уже убрали, так как противниками выступили сами европейские компании и власти стран ЕС, — рассказывает Гривач. — Проверка Еврокомиссией коммерческих контрактов стала бы шагом не к либерализации рынка, а к сверхрегулированию».
Эксперт не исключает, что в дальнейшем Еврокомиссия еще предпримет попытки получить возможность регулирования коммерческих соглашений, но, скорее всего, у нее это вновь не получится.
Европейские потребители на данный момент российскими поставками вполне довольны — особенно учитывая падение цен на газ (цены долгосрочных контрактов «Газпрома» привязаны к нефтяным котировкам с лагом в шесть-девять месяцев). Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев как раз во вторник заявил, что у российского газа в Европе на сегодняшний день нет конкурентов. На прошлой неделе агентство Bloomberg, со ссылкой на данные МВФ, сообщало, что цена российского газа для европейских потребителей примерно на 20% ниже рыночных цен в самой Европе.