Эпоха многомиллиардных сделок подходит к концу. Число крупных сделок объемом более $5 млрд в первом квартале упало на 24% по сравнению с началом 2015 года. Сдерживающий эффект оказывают и неопределенность на мировых рынках, и замедление развивающихся экономик, и ужесточение риторики со стороны антимонопольных и налоговых органов.
Общая сумма сделок по слиянию и поглощению в первом квартале 2016 года составила $699,4 млрд — на 18% меньше, чем уровень первых трех месяцев 2015 года. Это худший показатель за два последних года. Число сделок в первом квартале 2016 года снизилось на 10%, до 9250 штук. Больше всего сократилось количество крупных сделок с объемом более $5 млрд — почти на четверть год к году.
При этом число сорвавшихся сделок достигло максимального за последние девять лет уровня. По данным Dealogic, общая стоимость сделок, которые были отменены с начала 2016 года, составила $375,8 млрд.
«Неопределенность возрастает сразу на нескольких фронтах, компании стали заметно более осторожными, количество сделок по поглощению на сумму свыше $10 млрд существенно сократилось», — подтверждает Луиджи Риццо, руководитель департамента по слияниям и поглощениям в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке в американском банке Merrill Lynch.
При этом в 2016 году налицо перераспределение ролей на инвестиционной площадке. Основная активность по заключению сделок исходит от китайских покупателей.
Объем поглощений с участием китайских компаний в качестве покупателя составил 44% от общего объема, или $304,6 млрд. Это на 8% выше, чем годом ранее. На американском же рынке интерес к сделкам по покупкам и поглощениям в первые три месяца текущего года рухнул на 38%, до $245,7 млрд.
2015 год стал рекордным по числу слияний и поглощений. Общий объем сделок, заключенных в 2015 году, оценивается в $4,6 трлн, а количество крупных сделок, сумма которых превышала $30 млрд, составило 18 — в 2,5 раза больше, чем в 2014 году (по данным Thomson Reuters).
Борьба с офшорами и монополиями
Сдерживающий эффект на динамику заключения сделок оказывает и усиление давления на инвесторов со стороны антимонопольных и налоговых органов заинтересованных стран.
В последние годы антимонопольные регуляторы многих государств заметно ужесточили свою позицию по отношению к слияниям между крупными компаниями. Так, 6 апреля минюст США подал иск, оспаривающий сделку между лидерами нефтесервисного рынка — Halliburton и Baker Hughes. Об объединении компании договорились в 2014 году, сумма сделки оценивалась в $35 млрд. По мнению же американского минюста, слияние компаний, занимающих второе и третье места на рынке нефтесервисных услуг, приведет к снижению конкуренции на рынке и росту цен на услуги.
Налоговое ужесточение стало причиной срыва крупнейшей сделки в фармацевтической отрасли.
4 апреля казначейство США объявило о новых усилиях по борьбе с уходом от налогов в стране. Ведомство заявило, что намерено разработать новые правила для борьбы с так называемой налоговой инверсией, когда американская компания покупает иностранного конкурента в юрисдикции с низким налогообложением и переводит основной финансовый поток за пределы США. Инициатива американского минфина встретила поддержку со стороны президента США Барака Обамы, который заявил, что налоговая инверсия является «одной из самых коварных налоговых лазеек».
Результат такой риторики не заставил себя долго ждать. Через два дня стало известно о том, что сорвалась сделка, которая оценивалась как крупнейшая в фармацевтической отрасли за всю историю. Компания Pfizer отказалась от приобретения ирландской Allergan (сделка оценивалась в $160 млрд), мотивировав это как ответ на «неблагоприятное изменение налогового законодательства».
Банки-консультанты теряют прибыль
Объем выручки банков от консультационных услуг по сопровождению сделок в первом квартале 2016 года упал до трехлетнего минимума. По данным Thomson Reuters/Freeman Consulting, за первые три месяца финансово-кредитные учреждения получили в качестве консультационных сборов $6 млрд, что на 19% ниже, чем за аналогичный период 2015 года.
Банки-консультанты по слиянию между фармацевтическими компаниями Pfizer and Allergan потеряли порядка $200 млн консультационных сборов из-за сорвавшейся сделки.
Усилившийся в последнее время риск срыва сделок заставил инвестиционных банкиров изменить свою бизнес-тактику. Как пишет Reuters со ссылкой на источник в банковской отрасли, если раньше инвестбанки получали основную часть платы за услуги после завершения сделки, то теперь инвестиционные банкиры требуют увеличивать долю авансового платежа.