Например, только 15 процентов домохозяйств в Северо-Кавказском федеральном округе имеют кредиты, тогда как в Уральском федеральном округе — 40 процентов. Такой вывод делают аналитики Банка России. Исследование проводилось на основании опросов в 2013 и 2015 годах (результаты опубликованы в конце прошлой недели).
Какова ситуация в регионах сегодня? Собкоры «Российской газеты» проверили обстановку.
<!—
—>
Большой рывок совершили заемщики в Северо-Кавказском федеральном округе. Только в этом году выдача кредитов населению увеличилась почти на 43 процента. Откуда такое рвение? Ставки по займам уменьшились в среднем на 2,3 процента — до 13,8. И вырос средний размер кредитов. В Ставрополье — на 23 процента, до 145,7 тысячи рублей. Впрочем, по сравнению с другими в округе относительно низкая доля заемщиков. Специалисты считают, что причина этому — сильные родственные связи внутри регионов, которые позволяют найти более выгодный заем внутри круга родственников.
Четыре северо-кавказских региона входят в десятку с самой высокой долей просроченной задолженности. Ингушетия в прошлом году заняла первое место с показателем задолженности по кредитам в 23,9 процента. При этом по сравнению с 2016 годом ситуация улучшилась по всем регионам округа. В той же Ингушетии за год задолженность снизилась на 3,7 процента. Здесь средний долг на душу населения составляет уже 16,7 тысячи рублей. Больше всего задолжали банкам ставропольцы — в среднем по 129,6 тысячи рублей.
В Ростовской области (Южный федеральный округ) задолженность растет. По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, дончане задолжали банкам почти на 10 процентов больше, чем в прошлом году. Кандидат экономических наук Южного федерального университета Юрий Пономарев оценивает средний долг на жителя области в 189 тысяч рублей.
Темпы роста кредитов населению за год превысили 20 процентов. Темпы роста сбережений — в разы ниже
Мнения экспертов по поводу причин роста кредитных аппетитов разошлись. Одни считают, что это свидетельствует о сокращении негативных тенденций в экономике и отложенном спросе. Другие эксперты говорят об этом явлении как о «кризисе в голове», так как при существующей на сегодня высокой закредитованности продолжать брать в долг не самый разумный вариант.
Растет объем выданных кредитов и в Удмуртии (Приволжский федеральный округ). В отделении нацбанка по Удмуртии Волго-Вятского главного управления ЦБ «РГ» пояснили, что причиной стало снижение ставок по розничным кредитам. За год — с 16 до 14,4 процента. Долги тоже растут. В среднем они составляют 87 тысяч рублей на жителя. Задолженность по кредитам в регионе растет с каждым месяцем, в августе по сравнению с началом года темп роста достиг 110,8 процента. В зоне риска 5,4 процента заемщиков, чьи платежи по кредитам превышают 60 процентов ежемесячного дохода.
<!—
—>
Любопытная, на первый взгляд, ситуация в Кировской области (Приволжский федеральный округ).
Объем взятых кредитов растет, а доля просроченной задолженности продолжает снижаться. Но за этим могут таиться проблемы. По мнению экспертов Общероссийского народного фронта, люди избегают просрочки через перекредитование, а кредиторы быстро избавляются от плохой просрочки, переуступая право требования коллекторам.
Продолжает расти число потенциальных банкротов (долг более 500 тысяч рублей сроком выше 90 дней) в Дальневосточном федеральном округе, как и объем новых выданных кредитов. Банкротов уже более 47,3 тысячи человек. Меньше их стало только в Сахалинской области. Разброс ставок по потребительским кредитам огромный. Например, в Хабаровском и Приморском краях — от 8,9 до 25,39 процента.
Кстати, гибкие ставки могут привести к снижению количества потребительских кредитов. В Кемеровской области их как раз стало меньше, но банки не в накладе. Общая сумма по кредитам выросла в этом году на 12,7 процента. Причина — смягчение условий: процентная ставка тем меньше, чем больше взятая сумма. Это сужает круг заемщиков и дает возможность тщательнее их проверять. Средняя ставка по кредитам для населения в регионе — 14,9 процента. И многие банки отслеживают платежеспособность потенциальных клиентов, предпочитая дождаться погашения ими уже накопленных долгов. Однако задолженность выросла: за три года почти на 20 процентов.
На 27 процентов выросла задолженность в Свердловской области (Уральский федеральный округ), где закредитованность населения стабильно увеличивается — в 2018 году на 43,7 процента. И это не вызывает тревоги у экспертов.
«Высокие объемы выдачи кредитов — это положительная, а не отрицательная характеристика состояния экономики региона, — считает доктор экономических наук Максим Марамыгин, директор института финансов и права Уральского государственного экономического университета. — В Свердловской области просрочка платежей по этим кредитам находится на вполне приемлемом уровне — так же, как и в целом по Уралу и Сибири. Земляки не любят долги — так сказываются наши кержачные рассудительность и прагматичность. Специфика свердловского заемщика — в ответственном отношении к кредитам: взяли — значит, отдадим».
Комментарий
Банк России планирует ограничить выдачу кредитов гражданам с высокой долговой нагрузкой с 1 октября 2019 года.
При одобрении кредитной заявки банки будут обязаны рассчитывать PTI — показатель отношения месячного платежа по кредиту к месячному доходу. Как ранее сообщал ЦБ, в 2019 году он проведет «калибровку» зависимости уровня риска от показателя долговой нагрузки для его использования при установлении значений макропруденциальных надбавок. ЦБ намерен сделать расчет этого показателя обязательным также для микрофинансовых организаций.
Что касается ситуации в регионах,то рост закредитованности (выданных кредитов) в ближайшее время может уменьшиться, прогнозирует главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах: «Последние пару лет после падения в 2015-2016 годах закредитованность стала расти на фоне снижения процентных ставок и расширения стимулов для ипотеки. Сейчас ставки опять начали расти, поэтому до 2020 года можно ожидать умеренный рост».
При этом проблемы долгов останутся, считает руководитель департамента финансовых рейтингов НРА Карина Артемьева. Сегодня можно говорить о кредитном буме как о факте, говорит она. «Темпы роста кредитов населению в годовом выражении превысили 20 процентов. При этом темпы роста сбережений у населения в два раза ниже, а темп роста их доходов в номинальном выражении снизился до трех процентов. На текущий момент закредитованность населения можно оценить как достаточно высокую: кредиты граждан банкам достигли примерно четверти от их дохода», считает она.
Подготовил Роман Маркелов