Полина Девитт, Дмитрий Жданников, Джулия Пейн
МОСКВА/ЛОНДОН (Рейтер) — В декабре, когда в новостях появились сообщения о том, что США могут ввести новые санкции в отношении России, алюминиевый магнат Олег Дерипаска поручил своим советникам разработать план действий, сказали источники, близкие к бизнесмену и его компаниям.
Топ-менеджеры, юристы и советники, работающие на российского олигарха, встречались почти каждую неделю, чтобы проработать планы действий на случай различных сценариев, сказали источники.
Они даже приняли превентивные меры, чтобы смягчить последствия санкций, в том числе перевели большинство платежей и кредитов подконтрольной Дерипаске холдинговой компании En+ Group из долларов в евро и фунты, а также планировали заменить американских поставщиков оборудования на европейских, сказал один из источников, вовлеченный в процесс планирования.
Однако все эти люди пришли к выводу, что один из сценариев настолько серьезен, что в случае его реализации они окажутся практически бессильны. Речь шла о введении самых жестких санкций в отношении не только самого Дерипаски, но и его бизнес-империи.
«Это уже тогда бросало людей в холодный пот», — сказал источник, имея в виду упоминание этого сценария.
«К такому нельзя подготовиться».
Именно этот сценарий и выбрал Вашингтон: 6 апреля США объявили о санкциях в отношении ряда российских миллиардеров, чиновников и компаний, включая Дерипаску и восемь связанных с ним компаний в ответ на то, что Вашингтон назвал «злонамеренными действиями» России.
Внесение компаний Дерипаски в список запрещенных лиц и организаций (SDN-list) отрезало им доступ к международной финансовой системе. Вашингтон впервые пошел на такой шаг против публичной российской компании.
Последствия санкций ощущались по всему миру. Бизнес-империя Дерипаски, включающая Объединенную компанию Русал — второго по объемам выпуска в мире производителя алюминия — имеет глобальный охват и сотрудничает с многочисленными международными компаниями.
Масштабы последствий показали, какое влияние оказывают США на мировую финансовую систему за счет клиринга операций в долларах.
Клиенты Русала (MCX:RUALRDR) стали отказываться от покупки алюминия компании, а кредиторы начали избавляться от ее долгов. Акции Русала, торгуемые на Гонконгской фондовой бирже, потеряли в цене более 60 процентов. Бумаги En+, которая владеет частью Русала и поставляет энергоносители и уголь, подешевели на Лондонской фондовой бирже более чем вдвое.
Дерипаска сказал, что новости о санкциях США «очень неприятны, но не неожиданны». Он назвал основания для его включения в санкционный список «необоснованными, смехотворными и абсурдными».
Представитель Дерипаски отказалась от дальнейших комментариев.
Русал сообщил, что включение в санкционный список может лишить компанию возможности выплатить миллиарды долларов кредиторам, в числе которых — ведущие западные и азиатские банки.
США в понедельник открыли возможность для смягчения санкций против Русала: американский Минфин сообщил, что рассмотрит возможность послаблений, если Дерипаска утратит контроль над компанией.
Минфин сообщил, что его цель — избежать плохих последствий для мировых компаний, которые в значительной мере зависят от поставок Русала.
После новостей бумаги компании на торгах в Москве взлетели более чем на 13 процентов, однако остаются существенно ниже досанкционных уровней.
«ТУПИК»
Собранная в декабре команда состояла примерно из десяти топ-менеджеров, включая руководителей финансового, юридического департамента и отдела персонала, а также советников. Ее задачей было обсудить способы смягчения воздействия санкций на Русал. Такая же команда была собрана для En+, сказали люди, знакомые с этими планами.
Группы встречались в своих офисах в Москве и регулярно информировали о ходе процесса Дерипаску — лично и по электронной почте, сказали источники.
Наибольшие опасения вызывало то, что жесткие санкции против компаний Дерипаски заставят западные банки и депозитарии разорвать с ними контакты, что повлияет на всё — начиная с долга и заканчивая продажами на мировых рынках, добавили источники.
Дерипаска принял упреждающие меры. В феврале миллиардер объявил об уходе с поста президента Русала и En+.
По словам источника, близкого к Русалу, надежда была на то, что Дерипаска защитит компании от санкций, даже если сам попадет в черный список.
Он внес и другие изменения, скрытые от глаз общественности. По словам источника, знакомого с подготовкой En+, компания к марту перевела большинство своих долларовых платежей и кредитов в евро и фунты.
Это значит, что En+ может обслуживать свой долг и получать платежи, которые бы прекратились, если бы остались номинированы в долларах.
Серьезные опасения также вызывало воздействие санкций на поставщиков оборудования для компаний Дерипаски, поскольку жесткие ограничения в отношении его фирм подразумевают запрет для компаний США на ведение с ними бизнеса.
Команда советников En+ разработала план, нацеленный на снижение зависимости от американских поставщиков турбин, таких как General Electric (NYSE:GE), и предусматривающий их постепенную замену на европейские фирмы, сказал источник, знакомый с подготовкой группы к санкциям.
«Но по некоторым вещам мы просто зашли в тупик», — добавил он.
Источник рассказал о неудавшейся попытке найти базирующийся за пределами США банк, который выступил бы депозитарием для торгуемых в Лондоне акций En+ — в то время эту функцию выполнял Citigroup Inc (NYSE:C).
«Мы пробовали и европейские банки, и в Гонконге, и даже в Израиле — но как только разговор заходил о санкциях, всё это никуда не двигалось», — сказал источник, не назвав банки.
«Все без исключения транзакции идут через доллар, и никто не хотел брать на себя риск быть отрезанным от долларового клиринга».
Источник добавил, что команда En+ также рассматривала возможность переноса торговли глобальными депозитарными расписками из Лондона в Москву, однако пришла к выводу, что для этого понадобится новое IPO.
«У нас просто не было этого времени», — сказал источник.
Сразу после объявления санкций депозитарий Citigroup приостановил операции с глобальными депозитарными расписками En+. Эта мера встревожила инвесторов, поскольку Минфин дал гражданам США срок до 7 мая, чтобы выйти из акций, долговых бумаг или другого участия в капитале попавших в черный список компаний.
Несколько дней спустя Citigroup проинформировал En+, что возобновил операции с GDR, говорится в заявлении En+. Citigroup отказался от комментариев.
Однако согласно источнику, знакомому с подготовкой En+, держатели GDR не могут их продавать, поскольку международный депозитарий Euroclear перестал обеспечивать проведение расчетов по сделкам.
Euroclear отказался от комментариев.
МЕНЬШЕ ВАРИАНТОВ
Команда, занимавшаяся разработкой планов на случай чрезвычайной ситуации, чувствовала, что вариантов у нее меньше, чем у коллег из En+, поскольку производитель металлов имеет гораздо большую часть долга и контрактов в долларах в силу особенностей алюминиевого рынка, сказали Рейтер три источника, близких к Русалу.
Один из источников также отметил, что алюминиевая компания не подготовилась надлежащим образом к самым жестким санкциям, так как Дерипаска и его команда полагали, что США не захотят подрывать алюминиевые рынки, и так как Соединенные Штаты ранее не вводили санкции против российских компаний, акции которых котируются на бирже.
Русал пока не планирует обращаться к правительству с просьбой о незамедлительном оказании помощи в рефинансировании долга или выплате заработной платы сотрудникам, сказали три источника, близкие к Русалу.
На прошлой неделе министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сказал журналистам, что правительство не получало каких-либо запросов о помощи от компаний Дерипаски.
Источники, близкие к Русалу, также сказали, что таких запросов не подавалось, хотя двое из них добавили, что компания работает над подобной просьбой.
Представитель Кремля Дмитрий Песков сказал журналистам в прошлый четверг, что временная национализация Русала является одной из возможных форм поддержки предприятия.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев описал санкции как попытку США захватить новые рынки для своих компаний и поручил правительству проработать меры поддержки компаний, попавших в санкционный список.
(При участии Анастасии Лырчиковой. Перевели Ксения Орлова, Марина Боброва и Вера Сосенкова. Редактор перевода Андрей Кузьмин)
sponsoredArticle = ‘div-gpt-ad-1468740511823-1’;